В зависимости от погодных показателей размах половодья в разные годы был различным. Самым большим и разрушительным паводок оказался в 2003 году. Тогда весенний разлив обошелся области в 1,5 млрд. ущерба, больше половины области было затоплено, разрушены дамбы, плотины, опоры линий электропередач. По всем природным показателям предстоящий паводок обещает быть не меньше, а может, даже и больше. Готова ли область к предотвращению последствий наступающего половодья? Об этом шла речь на прошедших недавно депутатских слушаниях в областной Думе, организованных комитетом по экологии и природопользованию.
«Цель наших слушаний, - пояснил председатель комитета депутат Владимир Лобойко, - скоординировать действия федеральных, областных и муниципальных структур при подготовке к весеннему паводку для проведения его с минимальным ущербом для нашей области». Законодатели намерены были услышать от представителей обладминистрации, природоохранных структур, прокуратуры, представителей МЧС ответы на вопросы: какова степень готовности всех служб к предстоящему половодью, сколько денег выделено из областной казны на предотвращение негативных последствий паводка, в каком состоянии сегодня находятся гидротехнические сооружения, приняты ли меры к виновным за нанесенный в 2003 году ущерб?
По данным отдела мониторинга и прогнозирования областной службы МЧС, размах предстоящего половодья впечатляет: практически все показатели, влияющие на объём паводка, превышают данные 2003года. К примеру, из-за сильных морозов почва промёрзла более чем на 100 сантиметров. Толщина льда на малых реках в конце февраля составляла от 45 до 76 сантиметров, что гораздо выше показателей 2003 года. Есть превышение и по количеству выпавших осадков. Обстановку усугубляет и ситуация в соседних с нашей Саратовской и Воронежской областях, где толщина снежного покрова и промерзание почвы также выше многолетних показателей.
На слушаниях представители исполнительной власти заверили депутатов, что все необходимые меры приняты. Однако областные законодатели выслушали доклады без аплодисментов. «В 2003 году, - напомнил Владимир Лобойко, - на бумаге тоже все было гладко. Да только до дела не дошло». Яркий пример: ситуация с гидротехническими сооружениями: из 6 тысяч существующих - 312 бесхозные, 4 тысячи требуют капитального ремонта. За бесхозными сооружениями никто не следит и не готовит для прохождения паводка. Это может обернуться не только затоплением населенных пунктов, но и экологическими катастрофами. А ведь в программе противопаводковых мер 2003 года главам муниципальных образований было предписано привести в порядок все гидросооружения.
Депутатов возмутил сам факт бесхозности гидротехнических сооружений. «Вместо того чтобы представить график ремонта, - заметил заместитель председателя комитета по экологии Михаил Гузев, - вы сейчас выясняете какие и почему сооружения бесхозны. А ведь их закрепление за органами местного самоуправления должно было произойти еще в 2005 году!»
Не произошло, как выяснилось, перемен к лучшему и в гидрологической сети, где для наблюдения задействованы 29 постов. Из-за отсутствия телефонной связи в сельских районах не всегда возможно получение оперативной информации. На полученные из федерального бюджета 10 тысяч рублей куплены 4 сотовых телефона для постов северных районов. Главы муниципальных районов сетовали на то, что, вкладывая деньги в мероприятия по предотвращения негативных последствий паводка, они по несколько лет не могут вернуть эти деньги из вышестоящих бюджетов, чтобы рассчитаться с подрядчиками. Один из глав уже 8 лет предлагает сделать так, чтобы фонд по финансированию чрезвычайных ситуаций был сформирован в объёмах не менее 2-3 процентов от бюджета. Представители областного МЧС сожалели об отсутствии современного оборудования, которое позволит держать под контролем паводковую ситуацию. Кстати, станция по приему информации из космоса стоит 15 миллионов рублей – это один процент от суммы ущерба области от половодья 2003 года.
Депутатам же было не ясно, почему ответственные структуры не могут справиться с повторяющимся из года в год в нашей области явлением? Возможно, потому, что наряду с объективными показателями существуют и субъективные причины, к которым представитель природоохранной прокуратуры отнес беспечность глав местных администраций и их вечную надежду на русское «авось»? Собственно, из-за этой же ведомственной неразберихи и несогласованности в минувшем году противопаводковые мероприятия были профинансированы всего на 35 процентов, несмотря на наличие в экологическом фонде средств.
«Весной 2003 года, - подвел итог слушаниям Лобойко, - мы ограничились тем, что заслушали отчеты ответственных лиц по подготовке к паводку. В этом году, заверяю вас, ситуация не повторится. Мы проводим слушания для того, чтобы иметь правовую основу для привлечения виновников к ответственности», - уточнил Владимир Лобойко.В заключение депутатских слушаний были приняты рекомендации. В них, в частности, областной администрации предложено осуществлять оперативный контроль за подготовкой к паводку и изыскать средства на покупку современного оборудования, в том числе программного комплекса «УниСкан–242» по приёму и обработке информации с космических спутников для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Рекомендовано также: Волгоградской областной Думе - в случае необходимости внести поправки в областной бюджет на 2006 год для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС; Управлению МЧС - иметь наготове оперативные группы для экстренного реагирования; главам муниципальных образований - взять на баланс бесхозные гидросооружения и подготовить их к паводку. Об этом сообщает пресс-служба областной Думы.