Но так просто должники могут не отделаться: Минюст выдвинул идею запретить им получать права и регистрировать транспортные средства.
Проект постановления правительства, подготовленный Минюстом, предполагает ограничение для должников на доступ сразу к нескольким госуслугам. По замыслу чиновников, те, кто не возмещает причинённый преступлением ущерб, избегает оплаты штрафов и алиментов, не смогут сдать экзамен на право управления транспортным средством, зарегистрировать автомобили, мотоциклы, прицепы в ГИБДД и товарные знаки в Роспатенте. Логика представителей министерства проста: если покупаешь машину или учишься в автошколе – значит, не бедствуешь и расплатиться с долгами в состоянии.
Правительство вышло на тропу войны с должниками по серьёзным причинам. «Это вынужденная мера, на которую идёт государство из-за неэффективной деятельности службы судебных приставов и дефицита бюджета», – комментирует адвокат Павел Хлюстов.
По мнению авторов инициативы, запрет на доступ к востребованным госуслугам побудит нарушителей закона скорее рассчитаться с долгами. С этим соглашается и ряд экспертов. «Это эффективное средство, способное переломить ситуацию, когда должник скрывает своё имущество и живёт полноценной жизнью, – думает Хлюстов. –Предложенные ограничения не противоречат Конституции, поскольку устанавливают соразмерные последствия противоправного поведения недобросовестного должника. Действующее законодательство уже давно содержит аналогичный механизм – ограничение права неплательщика свободно выезжать за пределы России». Юрисконсульт Алексей Караванский считает, что инициатива Минюста как никогда актуальна и список ограничений необходимо дополнить более существенными пунктами, которые затронут интересы большинства должников.
Без суда и следствия
Однако далеко не все оценивают потенциальные результаты инициативы столь же оптимистично. Ведущий эксперт крупного правового портала Александр Трифонов отмечает, что уже действующее ограничение на выезд из страны лишь доказывает неэффективность санкций в борьбе с должниками. «Объясните мне, почему те, кому из-за долгов запретили заграничные поездки, так часто бывают в Минске? Вот-вот. Запреты – это не выход, их всегда можно обойти», – полагает он.
Ряд экспертов сходятся в том, что ограничивать права должников таким способом не только неэффективно, но и антиконституционно. «Лишение гражданских прав – прерогатива суда, и каждый случай должен рассматриваться отдельно, – подчёркивает председатель правления Республиканского юридического общества Александр Хаминский. –При этом суд в отличие от автошколы может дать время на погашение задолженности, а гражданин вправе воспользоваться услугами адвокатов. Любое же внесудебное решение подобных вопросов противоречит Конституции». Председатель правления некоммерческого партнёрства «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев обращает внимание на то, что автошколы – это учебные учреждения, дающие профессиональное образование, поэтому запрет на получение водительского удостоверения – прямое нарушение конституционного права граждан на выбор профессии.
Не запретом единым
Если судьба должников будет определяться в буквальном смысле на дороге, от новой инициативы пострадают не только злостные нарушители. «Давайте смотреть правде в глаза: человек, наплевательски относящийся к исполнению своих долговых обязательств и не опасающийся даже и уголовного преследования, вряд ли воспримет как стимул подобную меру, – думает Хаминский. – А вот добросовестные граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации по объективным причинам, рискуют пострадать от формального подхода». Сходной позиции придерживается адвокат Александр Гордейчик. «Допустим, должник пытается получить права, чтобы устроиться таксистом и погасить задолженность. Выходит, цель закона – создать должнику дополнительные препятствия в исполнении обязательств?» – размышляет он.
Если запреты не помогут разобраться с должниками, где же искать решения? Сергей Лобарев считает, что в этом вопросе необходим комплексный подход, включающий воспитательные методики и меры поощрения для законопослушных граждан. «Тенденция наказывать без какой-либо мотивации не допускать нарушений неправильна сама по себе», – комментирует он. По мнению Трифонова, решить проблему злостных неплательщиков возможно лишь созданием эффективной системы взыскания долгов. «Зачем нам целая федеральная служба, которая не справляется со своими обязанностями? Государству нужно сделать систему исполнения решений судов более работоспособной, – думает эксперт. – Уже существует альтернатива – коллекторские технологии. Несмотря на отрицательный образ подобных компаний, результаты их работы намного выше. Зачастую они помогают вернуть долги, с которыми приставы ничего поделать не могут».
№ 2 (493) от 21 января 2016, «Аргументы Недели», Мария МИХАЛЁВА