А тут еще и президент принес хорошую весть: мол, доходы у россиян выросли, что позволило многим съездить отдохнуть на майские праздники, в том числе за границу.
Что касается доходов, то тут как посмотреть. Если сфокусироваться на конкретном месяце, то в апреле они действительно выросли на пару процентов в среднем по стране, но лишь по отношению к предыдущему месяцу. В динамике картина уже более близкая к реальности и позволяет увидеть, что периодические повышения доходов — явление бессистемное и ни о какой положительной тенденции не говорящее, поскольку сразу после этого доходы вновь уменьшаются. Иными словами, чтобы заявлять о росте доходов, он должен быть стабильным.
По поводу отправившихся отдыхать на майские каникулы россиян спорить с президентом не будем, но обратимся к актуальному исследованию ВЦИОМ, который провел опрос на тему предстоящего отпуска летом. Как выяснилось, почти половина респондентов (47%) даже не задумываются о том, чтобы куда-то уехать отдохнуть. Заметьте, не в конце лета и не в сентябре народ говорит о том, что у него не получилось съездить в отпуск. То, что еще накануне люди открыто заявляют об отсутствии планов на путешествия, очень показательный момент. Они об этом даже не задумываются. Из оставшихся 53% львиная доля граждан в итоге тоже никуда не поедет по разным причинам: у кого-то не срастется по работе, кто-то решит, что лучше доделать ремонт или заняться делами на даче, а другие попросту захотят потратить деньги на что-нибудь иное. Главная же причина отказа от отпуска не нехватка времени, а как раз нехватка денег. Еще один опрос, проведенный порталом rabota.ru уходящей весной, это красноречиво подтверждает: 44% россиян отпуск брать в текущем году не планируют вообще, мотивируя это сложным финансовым положением. А вот доля тех, кто на отдых все же собирается, крайне мала — 10% намерены заняться внутренним туризмом, а 6% подумывают о заграничной поездке.
Опять же ярче всего нынешнюю ситуацию характеризуют цифры от Росстата, который насчитал 20 млн россиян, живущих за чертой бедности. Это каждый седьмой! А те, кто формально к данной категории не относится (критерии у нас больно странные, чего только Социальный кодекс Волгоградской области стоит), едва ли наскребут в своем скромном бюджете на отпуск. В прошлом номере мы писали о рейтинге жизни российских семей, который формировался по достатку за минусом обязательных расходов. Наш регион оказался за пределами первого «полтинника»: у среднестатистической волгоградской семьи с двумя детьми на жизнь остается 14 тысяч рублей, с одним ребенком — 23,1 тысячи. И как прикажете на эти деньги отдыхать? Даже при самых скромных подсчетах хватит разве что на билеты туда-обратно. Тогда-то и начинаешь задумываться, на чем сэкономить. Допустим, в старых кроссовках похожу еще годик-другой: дырок-то в них пока еще нет. Да и куртка осенняя еще вполне ничего, только карман надо зашить и молнию заменить. А как же диван, которому уже лет пятнадцать? Собирались же поменять на другой в этом году — поновее и поудобнее. Эх, тоже не судьба, видимо. И так далее в схожем ключе. Мысль об отдыхе у россиян теперь либо сразу автоматически блокируется, либо запускает механизм по поиску ответа на вопрос о том, на чем в таком случае экономить. И никак иначе. На отпуск люди начинают откладывать заранее, но беда в том, что и откладывать зачастую нечего. Вот и приходится отодвигать мечты и планы на неопределенное «как-нибудь в другой раз».
С другой стороны, возникает встречный вопрос. А может, ну его, этот заграничный отдых? Да и по своей стране пущай другие мотаются, кому уже европы с америками надоели. Может, лучше взять палатку и отправиться в турпоход куда-нибудь на Дон или в Волго-Ахтубинскую пойму? Шашлычок пожарить, рыбку половить, в речке искупаться, на солнышке позагорать. Красота же! И по бюджету так не ударит. Впечатления не те? Да они могут быть даже лучше! Сервиса нет? Ну тут уж, извините, кому что. В спокойном отдыхе на берегу тоже есть свои прелести. И мест у нас красивых тоже хватает. Но проблему это, конечно, не решает. Желание исследовать родные края должно идти от души, а не от безысходности и безальтернативности.
Сергей Кузнецов