Во всяком случае пытаются. С дорогами пока получается плохо, с транспортной схемой – с горем пополам. Теперь же власти основательно взялись за нестационарные торговые объекты. Охота на малый и средний бизнес в этой сфере порой доходит до полного абсурда, но логику искать мы уже даже и не собираемся.
Параллельно с этим свои торговые паутины расширяют федеральные сетевые компании, представленные в регионах. Их возможности позволяют им легко вытеснять с рынка те торговые объекты, которые мы привыкли называть «магазином у дома». У каждого же де-нибудь рядом в буквальном смысле в шаговой доступности есть небольшой розничный магазин, где обычно покупают что-то срочное, чтобы не бежать в ближайший гипермаркет, или же ежедневно необходимое (как, например, хлеб). По нынешнему закону о торговле сеть не имеет права открывать новые точки в регионе в том случае, если доля ее продаж превышает 25% всех реализованных в этом субъекте за год товаров. Но во всех крупных городах сейчас такое засилье ретейлеров, что говорить о монополистических тенденциях какой-то одной сети не приходится.
В результате с приходом нескольких торговых сетей в среднестатистическом российском городе закрывается как минимум около сотни магазинов шаговой доступности. Такие данные приводит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбина. А это не только больно бьет по местным производителям, но и лишает части доходов местную казну.
Идею законодательно ограничить присутствие сетевых компаний в регионах поддержал даже Владимир Путин, согласившийся с тем, что малые и средние формы предпринимательства должны сохраняться. Впрочем, некоторые эксперты опасений за превращение России в сетевую страну не разделяют. В частности, гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов замечает, что в нашей стране всего лишь порядка 30% сетевых магазинов, тогда как в Европе их доля достигает 90%. К тому же, добавляет он, играет роль и материальный фактор: в нынешних условиях люди все чаще реагируют на акции и скидки, а их себе могут позволить как раз-таки крупные ретейлеры. При этом в последнее время существенно вырос спрос на товары в интернет-магазинах, где зачастую даже с учетом доставки (если она не бесплатная) цена получается ниже, чем в гипермаркете через дорогу. Но Минфин внес свою лепту и не позволил таким магазинам экономить на налогах, используя патентную систему налогообложения. В позиции ведомства говорится о том, что для этого необходимо иметь обычный магазин, то есть наличие территории для торговли.
С сетевыми же магазинами определенности пока нет. Но вряд ли стоит говорить о том, что введение каких-то дополнительных ограничений сможет существенно повлиять на ситуацию с мелкой розницей. Здесь на первый план выходят объективные факторы, из-за которых в конкурентной борьбе магазины у дома находятся в проигрышной ситуации. Если речь идет не о стандартной продуктовой точке, то определяющим могут стать маркетинговые фишки – правильный выбор ниши, удачное расположение и грамотное продвижение. Продуктовым же магазинам можно попробовать, что называется, брать ассортиментом, предлагая те товары, которые люди не купят в ближайших гипермаркетах. При прочих равных даже за хлебом они пойдут именно туда, просто заодно прикупят что-нибудь еще. Еще вариант – найти общий язык с местными производителями и реализовывать их продукцию, предлагая цену не выше той, что у ретейлеров. Другой вопрос, готовы ли они пойти на такой шаг, заведомо понимая, что по объемам продаж и прибыли равняться с крупными игроками рынка бессмысленно?