Также в этом списке есть фирмы, которые в реестре указаны как операторы по внутреннему туризму (для бизнеса это обходится значительно дешевле), однако среди направлений, куда они отправляют своих клиентов, есть страны Европы, Канада, США и Австралия. И те и другие составляют конкуренцию настоящим легальным фирмам. И счет подобным структурам, судя по всему, идет на сотни.
Туристу отличить «подделку» крайне сложно. Особенно если поездка завершилась благополучно. Однако серьезные проблемы могут начаться, когда что-то пошло не так. Такие компании не попадают под действие туристического законодательства, а значит, их клиенты не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства турфирмы и эвакуацию за счет средств из фонда «Турпомощи».
Звоним в одну из таких фирм якобы расспросить о языковой программе для ребенка. Девушка на другом конце провода с воодушевлением рассказывает про детский лагерь на Мальте, но начинает «плавать», когда речь заходит о статусе ее организации. То называет себя российским представителем лагеря, то туроператором (когда возник вопрос, кто берет на себя ответственность за организацию отдыха - лагерь или фирма). При этом, по имеющимся сведениям, компания покинула реестр еще в 2016 году.
В другой компании, занимающейся отправкой детей в Великобританию, менеджер, не стесняясь, называет номер в реестре. Он даже указан на главной странице сайта. Но оказалось, в соответствии с этим номером фирма имеет право отправлять туристов только по России, но никак не за рубеж.
И это только полдела. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина рассказала, что конкуренцию турфирмам все чаще составляют «люди из Интернета». В Алтайском крае, например, обнаружили не менее 40 нелегалов – это группы в соцсетях, турклубы, индивидуальные организаторы туров. Все они занимаются «туроператорством», но юридических лиц не оформляют, в реестре не состоят, налогов не платят.
Эксперты связывают активизацию «черного» туристического рынка с двумя факторами: пробелами в законодательстве в части оказания отдельных туруслуг и возросшей финансовой нагрузкой на туроператоров.
Вступивший в силу в начале этого года новый отраслевой закон потребовал от турбизнеса дополнительных трат. Появился фонд персональной ответственности. Он создан для выплат туристам в случае краха туроператора. Ежегодный взнос составляет один процент от общей цены продукта конкретной компании за предыдущий год. При этом появление нового фонда не отменило выплаты в коллективный компенсационный фонд «Турпомощи» (это еще плюс 50-500 тысяч рублей) и финансовые гарантии, оформленные в страховой компании или банке.
Новые требования, которые призваны повысить защиту туристов, потянули не все. В начале года наблюдатели прогнозировали уход с рынка 10-15 процентов компаний. И этот процесс еще продолжается. Только за последние несколько недель Ростуризм исключил из реестра около трех сотен туроператоров. Основанием в большинстве случаев послужило непродление фингарантий. Пока фирма не застрахует свою ответственность, она не имеет права продавать туры. Выходит, что оставшимся за бортом порой выгоднее балансировать на грани закона, нежели вести легальный бизнес. Как объясняет руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, лазейки в законодательстве способствуют этому.
Возможно, ситуация изменится с появлением электронных путевок - система (должна заработать с января 2018 года) будет проверять соответствие туроператора закону, что гарантирует безопасность купленной путевки. А пока надо все проверять самим. Реестр в открытом доступе – на сайте Ростуризма. Загляните туда, прежде чем платить за тур. Целее будут отпуск и деньги.
Клиенты «черных» туроператоров не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства фирмы и эвакуацию из страны пребывания за счет средств из фонда «Турпомощи».
Источник: РГ