В Волгоградской области статус безработного имеют 91,4 тысячи человек. Согласно данным Росстата, уровень безработицы в Волгоградском регионе за IV квартал 2016 года составил 7,1%. Данный показатель превышает среднероссийский, который равен 6,2%. Надо ли напоминать, что это не все безработные. Многие из них просто не состоят на учете в центре занятости, следовательно, и данных о них нет. Гораздо красноречивее говорит реальная ситуация в области: закрытие крупных предприятий и отсутствие новых, а, следовательно, отсутствие новых рабочих мест. Ежегодное производство ВУЗами жаждущих работать молодых специалистов создает весомый дисбаланс не в пользу занятости населения.
Среди работодателей прослеживается несколько тенденций, еще больше ухудшающих ситуацию:
1. Пользуясь неопытностью молодых специалистов, организации предлагают заниженную зарплату или вовсе неофициальную.
2. Модной тенденцией стало увольнение сразу после окончания испытательного срока, когда соискателю либо ничего не платится либо платится символическая зарплата, и так по кругу. Всегда новые сотрудники и огромная экономия на невыплате зарплаты.
3. Популярная тенденция - лишение расчетных выплат при сокращении. Обманным путем вынуждают подписать «по собственному», грозя увольнением по статье.
4. К массовым сокращениям присоединилась задержка з/п или ее урезание. Работодатель знает: человек не уйдет даже при уменьшении зарплаты, рискуя остаться и вовсе без работы, и пользуется этим.
5. Полипрофильность. Работодатель принимает одного специалиста с должностными обязанностями двух, а то и трех человек, значительно сокращая расходы на заработную плату, выплачивая один оклад вместо двух, трех. Работодателю выгоднее брать оптом: и экономиста, и эколога, и секретаря в одном лице. Оптом дешевле. Здесь это правило тоже работает.
В регионе происходит вымирание основопологающих профессий. Под ударом оказались высококвалифицированные специалисты. Прирост вакансий происходит за счёт предложений работы для специалистов массового спроса: продавцы, водители, разнорабочие не испытывают дефицита вакансий. Растет показатель миграции образованного населения, невостребованного в Волгоградской области. «Утечка мозгов» из региона пагубно сказывается на его развитии. Зато набирают обороты новомодные профессии: бровист, рейдер, шопер, сейлзмен.
Ставя молодежь в условия выбора: деньги или профессия, по которой крайне сложно трудоустроиться, мы обрекаем нацию на деградацию. В высшем образовании отпадет необходимость: продавать вещи через интернет, стричь людей, мыть посуду, мести асфальт можно и не заканчивая институт. Зачем тратить деньги и время на то, что не пригодится? Если так пойдет и дальше, Волгоград превратится в город безработных менеджеров.
Елена Поцелуева