первый волгоградский

Опросы

Вопрос недели:
Как вы относитесь к вопросу о волгоградском времени?
Новые статьи

Вячеслав Кантор и эксперты по ядерному нераспространению: о границах ядерного терпения

О безопасности и ядерной толерантности.

TOLERAN_10D1FПроблемам глобальной безопасности сегодня посвящают свои исследования и наблюдения многие международные эксперты, ратующие за сокращение или полный отказ от ядерного вооружения. Одним из таких экспертов является Вячеслав Моше Кантор, основатель и глава Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Форум под руководством Моше Кантора существует с 2007 года и объединяет на своей площадке десятки специалистов буквально со всего мира: это бывшие главы силовых ведомств, министры обороны, эксперты по вопросам безопасности, академики и учёные, общественные деятели, преследующие цель налаживания диалога между странами в вопросах безопасности. Одним из значимых и уже традиционных мероприятий форума является подготовка по итогам каждого круглого стола или масштабной конференции обращения к ведущим ядерным державам, крупным странам, правительствам, международным организациям и другим сторонам, заинтересованным в глобальном разоружении. В подобных обращениях эксперты под руководством Вячеслава Кантора излагают свои практические рекомендации и оценки тех или иных событий на международной арене, что в свою очередь призвано помочь преодолеть возникающие проблемы в мировой безопасности.

Безопасность и ядерная толерантность

В мае 2013 года в Швейцарии эксперты Люксембургского форума провели конференцию с говорящим названием «Критерии безопасной толерантности режимов ядерного нераспространения». Эта конференция прошла совместно со специалистами Женевского центра политики безопасности, и на обсуждение были выдвинуты многие актуальные вопросы современной международной обстановки. Председателем конференции традиционно выступил Вячеслав Кантор, и под его руководством эксперты обсудили как технические аспекты ядерного оружия, его создания, транспортировки, так и политические, научные и промышленные предпосылки для создания подобного типа вооружения как такового.

Как отметил Кантор, у прошедшей конференции была одна важная отличительная особенность: на этой конференции было по сути положено начало предстоящего масштабного исследования экспертов форума. Работа будет направлена на то, чтобы выявить условия и признаки того, что то или иное государство в своих ядерных технологиях подходит опасно близка к так называемой «красной черте», переступив которую государство уже с большой долей вероятности приступит к разработке собственного ядерного оружия.

Как пояснил Вячеслав Кантор, эти исследования позволят экспертам и всему мировому сообществу обосновать пределы так называемой ядерной толерантности: допуска тех или иных разработок, однако недопуск разработки ядерного оружия. Иными словами, напомнил Моше Кантор, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), неядерные государства имеют полное право разрабатывать и пользоваться ядерным топливом и другими ядерными разработками на благо и для развития атомной энергетики, однако, при появлении признаков того, что эти технологии используются для разработок оружия, это право может и должно быть ограничено. Говоря совсем просто, полный ядерный топливный цикл не должен быть прикрытием для военных разработок ядерного вооружения.

На сегодняшний день ограничения на это право накладываются резолюцией Совета Безопасности ООН, однако эксперты и сам Вячеслав Кантор были вынуждены признать, что данная методика недостаточно жёсткая и показала себя мало эффективной. В недавней истории уже есть запрет ООН для Ирана на обогащение урана, однако в дальнейших переговорах было очевидно, что страны так называемой «большой шестёрки» скорее выступают с позиции уговаривания, предлагают Ирану компромиссы, тем самым авторитет ООН и её запретительных мер оказывается под вопросом. Именно в таких ситуациях, убеждён Вячеслав Кантор и эксперты Люксембургского форума, и необходимы чёткие критерии того, когда ядерная толерантность уже не должна применяться.

Президент форума Вячеслав Кантор является автором концепции безопасной толерантности и давним сторонником того, чтобы сами понятия «толерантность» и «безопасность» постоянно коррелировали друг с другом, учитывали друг друга и существовали неразрывно. Как отметил сам Вячеслав Кантор на конференции форума, тема толерантности, которая широко используется в общественной практике, в XXI веке уже не отвечает существующим вызовам, и именно поэтому само понятие толерантности необходимо дополнить темой безопасности. «Новация понятия безопасной толерантности в наличии «границы терпения», определении тех условий, когда толерантность не помогает, а угрожает обществу, - подчеркнул Моше Кантор. - Пересечение этой границы требует жёстких и легитимных мер по восстановлению безопасного и цивилизованного компромисса. Первоначальное применение этого подхода возможно в том числе для предотвращения перехода ядерными технологиями оружейного порога».

Вячеслав Кантор выразил уверенность, что эксперты справятся с задачи исследовательской работы и смогут определить те самые границы, за которыми ядерная толерантность уже будет вредна. «Наши эксперты продолжат анализ текущих проблем укрепления режимов ядерного нераспространения, которых не становится меньше, - добавил Кантор. - В последние годы прогрессу в дальнейших сокращениях стратегических и нестратегических ядерных вооружений препятствует отсутствие приемлемых компромиссов по Европейской и глобальной противоракетной обороне. По этим вопросам мы уже неоднократно проводили детальный анализ и представляли наши предложения и рекомендации, будем делать это и в дальнейшем».

В свою очередь именно для решения конкретных назревших проблем в сфере ядерной безопасности Вячеслав Моше Кантор и другие эксперты форума выступили с предложением создать специальное агентство или центр, которые контролировали бы процессы не только создания ядерного оружия, но его доставки. Такой центр аккумулировал бы информацию о технических средствах контроля России, США, Великобритании, Франции, Китая, Германии, а также оперативную информацию, и эта информация постоянно обрабатывалась бы специалистами всех ведущих стран.

Источник: http://www.luxembourgforum.org/structure/viatcheslavkantor/

Заминки на пути к разоружению

Процесс сокращения ядерного вооружения не только глобален, но и непрерывен. По крайней мере, на этой непрерывности настаивают все сторонники процесса денуклеаризации мира, в том числе и эксперты Люксембургского форума, и лично президент Вячеслав Кантор. Особенно пристальное внимание Кантора и специалистов форума в последние годы приковано к взаимоотношениям между Россией и США, которые серьёзно охладели после ряда исторических событий. При этом как не раз подчёркивал сам Моше Кантор, так и другие эксперты, тот факт, что Россия (тогда ещё СССР) и США являются инициаторами процесса сокращения ядерных арсеналов и ядерного нераспространения, негативно сказывается и на самом процессе, поскольку размолвки между державами не могут не отражаться и на совместных инициативах и договорённостях по ядерному вопросу. В июне 2014 года на круглом столе Люксембургского форума в Женеве Вячеслав Кантор прямо назвал ситуацию вокруг режима ядерного нераспространения застоем, нуждающимся в преодолении. А для этого, убеждён Вячеслав Кантор, нужно подключить экспертов, которые разработали бы решения и рекомендации касательно того, как реанимировать впавший в кому переговорный процесс.

Камень преткновения многих проблем, связанных с глобальной безопасностью и ядерным вопросом Вячеслав Кантор видит в том, что сама тематика ядерной безопасности оказалась в последние годы в тени политических разногласий и сиюминутной международной повестки, которая во многом отравила и отношения между США и Россией. При этом ослабление внимания к ядерному разоружению не решило саму проблему; более того, проблемы ядерной безопасности остаются и нарастают, а оттягивание момента их решения может лишь усугубить ситуацию и не позволит всё-таки добиться позитивного исхода. Одной из ключевых таких проблем Моше Кантор считает отсутствие определённости в будущем договоров о сокращении стратегических ядерных вооружений. Текущий договор, так называемый Пражский (СНВ-3), выполняется обеими сторонами и не вызывает нареканий, однако, как подчеркнул Вячеслав Кантор, нет никакой информации о новых договорённостях, которые придут на смену СНВ-3, когда срок его действия истечёт. Между тем такие консультации обязаны проводиться, так как этого требует глобальный Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В этой связи Вячеслав Кантор с печальной иронией напоминает, что даже в период холодной войны переговоры между державами по ядерному вопросу продолжались постоянно.

Более того, убеждён Кантор, подобное игнорирование вопросов сокращения ядерных вооружений ставит под угрозу и ключевой договор мировой безопасности – ДНЯО. Эта проблема была особенно актуальная именно тогда, в 2014 году, поскольку на 2015 год была запланирована масштабная обзорная конференция по ДНЯО. Кроме того, по мнению экспертов и самого Кантора, ядерным державам необходимо скоординировать усилия по многим назревшим проблемам. Так, к 2015 году представителям так называемой «Большой ядерной пятёрки» лучше бы подготовить совместные предложения по универсализации Дополнительного протокола 1997 года, что особенно важно на фоне грядущих переговоров с Ираном по поводу соглашения по ядерной программе. Среди вопросов, также требующих решения, Вячеслав Кантор отметил и то, что США до сих пор не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Источник: https://www.obzor.lt/news/n12909.html

Есть ли защита от ядерного терроризма?

2015 год с точки зрения глобальной безопасности и разрешения назревших проблем в ядерных вопросах вряд ли можно было назвать прорывным и обнадёживающим для экспертов. Открывая конференцию Люксембургского форума в Стокгольме в июне 2015 года, Вячеслав Моше Кантор открыто заявил, что к этому времени эксперты уже надеялись получить определённые результаты переговоров стран «шестёрки» с Ираном, однако достижение консенсуса оказалось слишком сложным и определённости пока нет. Своё внимание к этому вопросу Вячеслав Моше Кантор объяснил тем, что, в честности, критике экспертов и масштабным обсуждениям подвергся сам вопрос создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ОМУ). В самом Люксембургском форуме предложили подойти к этому вопросу более гибко, и решить проблему поэтапно: сначала освободить регион от химического и биологического оружия, а уже на последующих этапах, после нормализации военно-политической обстановки, рассматривать и ядерное оружие, объяснил Вячеслав Кантор.

В ходе пресс-конференции Моше Кантор заявил и об угрозе ядерного терроризма, которая на сегодняшний день более чем реальна, поскольку, по мнению самого Вячеслава Кантора, ядерная и террористическая угроза неизменно сопрягаются.

«Нет такой глобальной террористической группировки, которая не раздумывала бы о том, как ей заполучить «грязную» бомбу, в первую очередь – ядерную, - заявил Вячеслав Кантор. - В принципе, проблемы доставки такого оружия не существует, для этого достаточно и грузовика». При этом, как отметил Кантор, ситуация усугубляется тем, что угроза, нависшая над режимом ядерного нераспространения, и угроза радикализма – обе недооценены.

Говоря о методах, которыми можно было бы решить эту проблему, Моше Кантор прежде всего назвал эффективные санкции против Ирана и Северной Кореи. Кроме того, необходимы более жёсткие подходы в борьбе с самими террористами. В частности, Вячеслав Моше Кантор остановился на деятельности ИГ (террористическая организация, запрещённая в РФ), назвав само существование настолько глобальной террористической организации «позорной для мировых игроков и стран Ближнего Востока». При этом, убеждён Вячеслав Кантор, сама борьба с конкретной группировкой не должна стать самоцелью, нужно видеть перспективу и бороться с радикализмом как таковым.

«Даже если ИГ на территории Ближнего Востока прекратит свое существование, куда денутся его воины? Они вернутся в Европу - это уже сейчас происходит, - отправятся в другие страны, в Россию, - заявил Вячеслав Кантор. - Мы должны понимать, что бороться нужно не только с группировками, но и с радикальным исламом в целом».

Источник: http://www.vnovomsvete.com/articles/2015/06/10/vyacheslav-kantor-globalnaya-bezopasnost-profilaktika-katastrof.html

Экспертные предложения

В марте 2017 года специалисты Люксембургского форума представили миру результат объединения экспертных усилий с фондом «Инициатива по снижению ядерной угрозы» - книгу «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм». Вячеслав Моше Кантор как президент форума лично презентовал эту книгу как в США, так и в России как экспертный ответ на самые актуальные современные проблемы в ядерной сфере. Ожидаемо, ключевыми темами стали отношения между Россией и США, а также ядерные программы Ирана и КНДР и перспективы режима ядерного нераспространения. Говоря о взаимоотношениях двух ведущих ядерных держав, Вячеслав Кантор отметил их критическую важность. Даже несмотря на политические разногласия, убеждён Кантор, именно нераспространение ядерного оружия остаётся той сферой, где сотрудничество ни в коем случае не должно прерываться. И возникшее напряжение в этом вопросе эксперты называют не иначе как кризисом.

«США и России нужно искать компромиссы по Украине и по Сирии, развивать экономическое и научное сотрудничество», - убеждён Вячеслав Кантор. Он особенно подчеркнул, что нуждаются в преодолении разногласия и по таким важным вопросам, как «разработка и развёртывание систем ПРО, разработка и испытания новейших систем высокоточных обычных вооружений большой дальности, ограничение достратегических ядерных вооружений, немилитаризация космического пространства, а также сокращение и ограничение обычных вооружённых сил в Европе».

Отдельного внимания экспертов удостоилось и обострение ситуации на Корейском полуострове, поскольку, по оценкам специалистов, это проблема способна подорвать состоятельность всего глобального процесса ядерного нераспространения. В своём выступлении Вячеслав Моше Кантор подчеркнул тот факт, что Северная Корея является единственной страной в мире, которая продолжает демонстративно проводить ядерные и ракетные испытания, несмотря на то, что от неё неоднократно требовали их прекратить на международном уровне. Особенную напряжённость вносит то, что действия КНДР фактически развязывают руки Южной Корее, Японии и США в вопросе противоракетной обороны, что влечёт за собой недовольство Китая и России. «Подтверждение тому – недавние предложения парламента Южной Кореи создать собственное ядерное оружие, - подчеркнул Кантор. - Если это получит развитие, за которым по «эффекту домино» возникнут другие ядерные государства, то крах всего режима ядерного нераспространения неизбежен».

Что касается ядерной программы Ирана, то Вячеслав Кантор уже сегодня призвал задуматься о том, чтобы ядерное оружие в стране не появилось по истечении договорённостей, существующих на сегодняшний день. «Стороны должны вести конструктивный диалог, чтобы Иран оставался государством, не обладающим ядерным оружием, и не возобновлял сомнительную деятельность в ядерной области после истечения срока Совместного всеобъемлющего плана действий», – заявил Вячеслав Кантор.

Источник: http://www.bogatej.ru/news/predotvrashchenie-krizisa-v-kontrole-nad-yadernymi-vooruzheniyami-i-katastroficheskij-terrorizm.html

Что-то случилось с комментариями
Ещё новостиНовое преображение поймы07428Вертолет санавиации совершил 150 вылетов в 2024 году07398Вторую половину моста через Волгу построят в 2027 году07549Новую школу-тысячник возводят в Волгограде07389Виртуальный концертный зал открыли под Волгоградом07217Названы «Женщины года» в Волгоградской области 038020Восстановлен мост под Волгоградом 033290Как будут ликвидировать «белое море» Химпрома 034238Воспитатель из Волгограда — лучшая в стране 034061Спортивный кластер в Волжском 0340457 октября – Всемирный день улыбки033583«Ротор» вылетел из Кубка России 026758Кого из волгоградцев не мобилизуют? 026752Рекордный урожай зерна 030770Какие дороги ремонтируют в 2022 году? 030797Перейти в архив