Особенно во дни торжеств и памятных дат. Да ежели еще даты эти имеют касательство к горячо лелеемому в Державе нашей патриотизму. Только они подступят, как — плям-плям-плям-плям! — понеслись крикунки вскачь, словно кони по степи. Из-под топота копыт пыль по полю летит…
Да все высоким штилем, да все в абсолютах: о бессмертии, о веках, о памяти на все времена. Самое поразительное, что по большей части в крикунках содержится святая чистая правда. Только слова от частого и порой не к месту употребления поистерлись. Только слова, когда-то шедшие от души, от сердца, для многих стали просто скучной обязанностью. Только слова, не подкрепленные делами, кувыркаются по ветру рядом с бумажками, на которых они были выписаны усердными равнодушными спичрайтерами.
Приближается 72-я годовщина начала контрнаступления под Сталинградом. Славная дата, выводящая нас на прямую дорогу к празднованию 70-летнего юбилея Великой Победы. Эх, и покричим же!
А то и где-нибудь откроется еще памятник военной тематики. Больше семи десятков лет прошло с тех дней, когда над сталинградской землей отгремела канонада, а мы всё памятные знаки ставим. Дескать, помним, не забываем. Кого убеждаем-то? Кого? Мертвых? Так они давно уже не здесь. А костям в земле все равно, какие мы тут коленца выкаблучиваем над ними.
Правильно сказал поэт: это надо не мертвым, это нужно живым. Нам нужно. Положим, старики, да и среднее поколение, ничего не забыли и не забудут никогда. А с молодыми надо быть поосторожнее. И поумнее. Потому что юные души чуют фальшь за сто километров. Ставим новые монументы, а старые что? А их куда? Придите сегодня к памятнику павшим воинам и мирным жителям Сталинграда, что в парке у железнодорожного интерната. Обшарпанный обелиск, на котором какой-то недоумок начертал типа евангельские изречения. А рядом как издевательство присобачена надпись, извещающая, что памятник имеет федеральное значение и охраняется государством.
То-то оно наохраняло.
Памятник военным речникам — знаменитый катер «Гаситель», израненный и геройски погибший в боях. Глаза бы не смотрели на него сегодняшнего. Пресловутое граффити по бортам, какие-то махры торчат из-под обшивки, выщербленный постамент… Зато на стеле рядом те самые слова, слова, слова. «Советский наро никогда не забудет». Буква «д» упала, запятая пропала, вся надпись полиняла.
Что из того, что советского народа давненько уже не существует в нашей замечательной Отчизне? Есть просто народ. И он действительно не забудет подвиг тех солдат. Вот только мучительно стыдно перед ними.
Да, они умирали за Родину. Но в это понятие неразрывно входили жизнь и счастье их родных и близких. Чтобы оставшиеся на земле жили лучше, чище, добрее.
Пройдитесь по нашему городу-герою. Пройдитесь и честно ответьте себе: вот за это самое бились и умирали сталинградские солдаты? За исковерканные дороги? За мусорные джунгли? За стариков, униженно вымаливающих подаяние? За идиотов, открыто торгующих фашистской сбруей, и за идиотов, позволяющих им это?
Наверное, все-таки правы атеисты, и никакого потустороннего мира нет. Иначе павшие обязательно явились бы к нам сюда. Не плакать, не материться, не драться — нет. Просто взглянуть нам в глаза.
Просто взглянуть в глаза...
Владимир АПАЛИКОВ
Фото Виктора ЯШУКОВА