Фильм «Наступит ночь» - это история уникальных съемок, которые делали фронтовые операторы в 1945 году, когда союзные войска освобождали Европу от красно-коричневой чумы.
Советские и британские снимали на черно-белую пленку, американцы – на цветную. Представьте себе, Освенцим, Бухенвальд, Дахау в цвете… Ад, в котором, заметая следы своих преступлений, нацисты сжигали трупы. А те, что не успели, легкие, обтянутые кожей скелеты с застывшими в гримасе ужаса черепами, сваливали в огромные бесформенные кучи… Именно такие картины увидели фронтовые корреспонденты и постарались запечатлеть. Кто-то даже в цвете. Ужас, застывший в красках…
Фильм «Наступит ночь» доводит до логического конца тот замысел, который начал осуществлять еще в 1945 году британский продюсер Сидни Бернстайн. Он вместе с создателями будущей картины разгребал страшные кадры, которые должны были стать фильмом-предупреждением, подобным «Обыкновенному фашизму». Под другим, конечно же, названием - «Германские концентрационные лагеря: только факты». К монтажу привлекали даже Альфреда Хичкока, который, прибыв из Америки, несколько суток после потрясения от увиденного собирался с силами, чтобы закончить фильм.
Но британские власти предпочли положить фильм на полку: задачи были у них другими. Такая прививка против красно-коричневой лихорадки оказалось ненужной и картину похоронили. Бернстайн все же сделал свой фильм-обвинение. Он назывался «Фабрика смерти» и стал намного короче. Но и его не все смогли увидеть.
Миру, увлеченному компьютерными играми и страдающему новым милитаристским психозом, пришло время увидеть провалявшиеся на полке кадры со свидетельствами той Большой Войны, еще без атомной бомбы, но с огромными горами безжизненных человеческих тел.
Фильм в преддверии юбилея Победы вышел в Москве. В трех кинотеатрах и на трех сеансах. Бог даст, дойдет и до нас…