Сказано это отнюдь не в упрек остальным, а просто как констатация факта. Былая советская практика «датских» премьер, когда театры воленс-ноленс, но обязаны были представить приличествующую духу очередной даты постановку, кажется, прочно канули в Лету. И слава богу! Но с музыкальным театром случай особый.
Он представил зрителям легендарную советскую оперетту «Севастопольский вальс» замечательного композитора Константина Листова. Да-да, того самого, который написал незабвенную «Землянку». И кто ж из нас хоть раз да не напевал: «Бьется в тесной печурке огонь...»?
С «Севастопольским вальсом» у нашего театра вообще штучные отношения. В далеком 1961 году композитор и авторы пьесы Елена Гальперина и Юлий Анненков доверили право первой постановки именно нашему театру. И главную роль исполнил совсем молодой тогда Геннадий Славинский, ставший первым и классическим капитаном Авериным.
Кстати говоря, засуженный артист России Геннадий Георгиевич Славинский играет командира батальона и в новой премьере. Завидная сценическая судьба!
Понятно, что в связи с известными событиями на Украине и в Крыму спектакль ожидался с нетерпением и волнением, поскольку сам по себе это был уже не только, а может быть, даже и не столько художественный акт, сколько факт политический. Тем более удивительно, что его могло не состояться вообще. Главному режиссеру Александру Кутявину и главному дирижеру Вадиму Венедиктову идею постановки сразу, что называется, зарубили на корню. У тогдашнего директора были свои весьма своеобразные взгляды на репертуарную политику, равно как и на развитие театра вообще.
Когда после шумных и страстных разборок сменилось руководство, постановка была все же разрешена. Однако время скукоживалось, как шагреневая кожа, а спектакль планировался как полномасштабный со всеми вытекающими обстоятельствами. Положение усугубилось тем, что в тощей казне города-героя не нашлось средств на помощь в постановке. Театр был вынужден задействовать свои, прямо скажем, неубедительные финансы, чтобы довести благородное дело до победного финала. И все-таки довел. Что, разумеется, не может не радовать и не вызывать гордости за наших служителей искусства. Но также не может и не будить недоумения по поводу очевидного факта: незаурядная эта постановка, получается, никому не нужна, кроме самого театра да еще его верных почитателей.
Странно и непостижимо!
Что мы — волгоградцы и Волгоград — имеем в результате? В политическом смысле мы получили очень нужный, очень актуальный спектакль, который многое дает гражданину России, если он осознает себя таковым. И свидетельством тому служит восторженный прием, оказанный зрителями на премьере, когда патриотические эмоции буквально захлестывали зал.
Но ведь политические реалии, пусть даже самого высокого полета, не могут, не должны стать определяющими, когда речь идет о произведении искусства. Здесь можно сказать, что спектакль имеет прочные перспективы. Хвалить его пока рановато, а критиковать — глупо. В предложенных, а вернее навязанных, обстоятельствах создатели «Севастопольского вальса» на славной волгоградской сцене сделали все, что могли, и еще чуточку больше. Есть крепкий, основательный фундамент. Возведены, если можно так выразиться, леса. Осталось лишь выстроить здание. А это просто дело времени и желания. Причем последнее должно возникнуть не у театра (у него-то, как мы убедились, желания предостаточно), а у тех, кто определяет (вернее, опять-таки должен определять) культурную политику нашего города-героя.
Владимир АПАЛИКОВ