Народу понаехало к нам видимо-невидимо. И какого народу! Популярнейшие народные артисты России Борис Невзоров и Евгений Леонов-Гладышев. С ними вместе — молодые актеры и актрисы, режиссеры, писатели, руководящие лица современного российского кинематографа.
В кинотеатрах трех волгоградских городов прошла насыщенная программа наших военных фильмов. Снова, как и в прежние годы, потрясли зрителей старые добрые фильмы «Горячий снег», «На пути в Берлин», «Четвертая высота», «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Познакомились волгоградцы и с образцами современной кинопродукции. Тут составителям программ, судя по всему, пришлось туговато — увы, но не так уж много нынче выпускается фильмов, которые не стыдно было бы представить на широкую аудиторию. Тем более столь взыскательную и искушенную, как волгоградцы, во всем, что касается военной тематики.
Но до конца выполнить задачу так и не удалось. Видимо, потому и появились в афише такие одиозные наименования, как фильм Федора Бондарчука «Сталинград», который в свое время ветераны, в том числе сталинградские, настоятельно требовали убрать с экранов как кощунственный.
Или фильм «Первый после бога» — «дилетантская мешанина из газетных штампов», как писали о нем критики.
Положение спас, как ни удивительно, фильм документальный — «Босоногий гарнизон». Во-первых, потому, наверное, что он документальный, а значит, без «художественных» домыслов и иных вымыслов. А во-вторых, повествует он о событиях, происходивших в казачьем хуторе Вербовка Калачевского района. Режиссер Виктор Сапрынский с искренним сердечным настроем рассказал о трагической судьбе калачевских мальчишек, не смирившихся с новым порядком, принесенным на броне фашистских танков, и погибших за свое Отечество.
Параллельно с кинопоказами на форуме происходила и другая жизнь: встречи, концерты, круглые столы. Один такой «стол» был обозначен темой «Война и мир: история, литература, кино». Как сказано в официальном пресс-релизе, «профессиональные историки, деятели киноискусств, писатели, общественные деятели, ветераны обсудили широкий круг проблем современного мирового кино, включая вопросы взаимодействия кинематографа с различными видами искусств, литературы и исторической науки». Столь глобальная тема обусловила и громадное количество времени, затраченного на ее осмысливание и формулировку выводов. В итоге все присутствующие согласились, что фильмы про войну надо бы снимать получше, поинтереснее, так, чтобы они находили живейший отклик у зрителя.
Вряд ли кто из сколько-нибудь причастных к «важнейшему из искусств» станет спорить с данным выводом. И остается лишь удивляться, откуда же берутся на наших экранах поделки, за которые стыдно всем, исключая их создателей? И хочется воскликнуть вслед за Маэстро из замечательного фильма «В бой идут одни старики»: «Не надо слов!»
Владимир АПАЛИКОВ, "Областные вести"