первый волгоградский

Опросы

Вопрос недели:
Как вы относитесь к вопросу о волгоградском времени?
Новые статьи

«Культурное» болото

Что происходит с учреждениями культуры?

«Культурное» болотоВ редакцию Volgogradru.com обратился режиссер театра «Царицынская опера» Геннадий Яковлевич Козин. Больше, чем полвека он отдал музыкальному театру, за свою жизнь проработав в 11 различных театрах. Последние 6 лет трудился в качестве режиссера как раз в «Царицынской опере».  

Пока в июне этого года страна купалась в футбольной эйфории, а города-организаторы встречали толпы иностранных гостей, ему тихо-мирно вручили уведомление… об увольнении. Он сам подписал допсоглашение о переводе на должность помощника худрука с сохранением своих прежних (режиссерских) обязанностей. При этом ему никто не сказал, что новая должность временная, а по выходу основного сотрудника он будет уволен.

Мы обсудили с Геннадием Яковлевичем сложившуюся ситуацию, и он подробно ответил на все наши вопросы.   

- Как вы узнали об увольнении? Какова была официальная формулировка?

- Уведомление об увольнении я получил 7 июня 2018-го года, поскольку 18 июня выходил на работу основной сотрудник, а мой бессрочный договор от 21 августа 2012-го года вдруг магическим образом оказался срочным.

А что касается формулировки, то тут у меня даже язык не поворачивается это повторить. В служебной записке было указано: «В связи с практически полной незанятостью работнику предлагается за ненужностью перейти на заслуженный отдых».

- То, что договор стал срочным, вы поняли только в июне этого года?

- Да, когда мне принесли уведомление, что меня увольняют через 10 дней, я и узнал, что перевод был временным. А ведь изначально, когда два года назад я писал заявление о принятии меня на работу в качестве помощника художественного руководителя, я считал эту должность повышением по службе, т.к. мои должностные обязанности расширились и я думал, что принесу еще больше пользы театру.

- К вам изменилось отношение?

- Кардинально. Началась травля, которая длилась 2 года. Меня пытались уволить за якобы прогулы, следили за мной через вахту, брал я ключи или нет. На репетициях по вводам в курируемых мной спектаклях создавали просто невыносимую обстановку (отсутствие дисциплины, неявка артистов, контроль за регламентом репетиций, отсутствие на репетициях помощника режиссера, который обязан на них присутствовать и т.д.). Писали на меня докладные об отсутствии на «рабочем» месте, хотя мое рабочее место – сцена, труппа, артисты и контроль за спектаклями и репетициями.

- Вас устраивала организация рабочего места?

- О, это вообще отдельная история. Мне вообще долго искали рабочее место. Сначала была приемная художественного руководителя, в которой я не просидел и четырех часов. Пришел худрук и высказал: «А если бы к тебе в квартиру поселили постороннего?». Было странно это слышать, так как решения принимал не я, да и рабочий кабинет – не квартира. К тому же я его помощник. В этот же день я «съехал с квартиры» и въехал… на пожарный пост, находящийся рядом со сценой. Пожарный был в шоке, т.к. на такие объекты вход посторонним вообще запрещен – это грубейшей нарушение техники безопасности. Тем не менее, спасибо ему за деликатный прием. Там я «проработал» порядка двух недель. Затем меня перетащили на 4-й этаж, в бывший кабинет ансамбля Пономаренко. Там с потолка падала штукатурка, на все помещение имелась лишь одна розетка, а об интернете и вовсе речи не было. Вдобавок ко всему холод стоял собачий. В этом кабинете я находился вплоть до увольнения.

Худрук, который, казалось бы, должен быть заинтересован в квалифицированных опытных кадрах, никаких мер защиты не предпринял. Наоборот, уговорил меня написать заявление о работе помощником художественного руководителя. И я согласился лишь потому, что в таком случае мне оставляли мою режиссёрскую работу, т.е. прежнюю деятельность. По крайней мере, я на тот момент так думал. Более того, меня по факту не пригласили ни на одно совещание, ни на один худсовет.

- Вы сказали, что не у всех ваших коллег есть специальное профильное образование.

- К сожалению. В 2013-м году театр направлял меня в Москву на курсы повышения квалификации АПРИКТ, где получил профильную специализацию – режиссура в музыкальном театре. Хотя я имею высшее режиссерское и высшее музыкальное образование. В театре же сложилась такая ситуация, что узкие профильные специалисты оказываются не нужны. На должность режиссера взяли по знакомству девушку, которая имеет специальность «режиссер массовых представлений», не имеющую к театру (тем более музыкальному) никакого отношения. Заведующий труппой не имеет высшего театрального образования – только среднее дирижёрское хоровое, но при этом он проводит репетиции в качестве режиссёра. При наличии солистов на партии назначают артистов хора или же студентов местной консерватории. Я считаю это недопустимым. Зрители платят деньги и хотят видеть в театре высохудожественные, профессиональные спектакли.

- Сколько спектаклей вы поставили в качестве режиссера-постановщика?

- В общей сложности 19 театральных концертов и спектаклей. В том числе знаменитую «Кармен» в «Царицынской опере», которая шла 6 лет. И ни за один я не получил положенный гонорар. Всё на голом энтузиазме – благо, очень люблю свое дело и вкладываю в него душу. Сначала не хотели платить, а потом подвернулся повод от меня избавиться, как от использованной швабры. Наша актерская и режиссерская миссии перестала цениться – во главу угла поставлены деньги, и мне больно, что театр, в котором я много лет служил верой и правдой, теперь тоже погряз в коррупционном болоте.

- Вы предприняли какие-то меры, получив на руки уведомление об увольнении?

- Нет, это известия для меня было равносильно удару молнии. На тот момент у меня никаких рычагов не было, я не мог ничего изменить, поскольку по факту я сам подписал бумажку, которую мне подсунули. Но затем обратился в суд Дзержинского района, где мне отказали якобы из-за того, что нарушил срок подачи иска. Сейчас вот отправил апелляционную жалобу на решение суда, жду ответа.

- Что вы сами для себя хотите получить?

- Изначально хотел добиться признания расторжения трудового договора незаконным, восстановления на работе и компенсации материального и морального вреда. Я ведь с 10 июля в отпуск собирался и уже подписал приказ, а в итоге получил сюрприз. Это не месть и не амбиции. Это защита человеческого и профессионального достоинства. Со мной поступили жестоко, цинично, с нарушением всех этических норм. Театр – вся моя жизнь, и свой скромный талант я 50 лет отдавал музыкальному театру. Сыграно и спето более 60 партий-ролей. Несчетное число концертов, гастроли в зарубежных странах (Германия, Италия, Франция) в качестве солиста-вокалиста. Состоявшийся музыкальный режиссер, имеющий высшее режиссерское образование. И я дорожу своей репутацией.

Редакция выражает искреннее недоумение и сожаление по поводу происходящего в учреждениях культуры в России. Если ситуация на самом деле столь плачевна, то самое страшное – не то, что происходит сейчас. И не то, что будет через год. Страшно за будущее, за культурные ценности, которыми будут дорожить наши дети и внуки. Искусство идет ко дну, меняются ориентиры, и впереди теперь лишь длинный темный тоннель. Причем неясно, есть ли в его конце свет. А так хотелось бы…

«Культурное» болото

«Культурное» болото

«Культурное» болото

Что-то случилось с комментариями
Ещё новостиВыставка «Близкий и далекий космос»047322Новый символ Волгограда 018838Презентация работ юных художников022767Волгоградка представит Россию на детской «Новой Волне» 02665В Горьковке пройдёт международная конференция 0649В музее Машкова появилась новая картина 0633В Волгограде открывается интерактивная выставка о бронекатере БК-31 01090В Волгограде открылась выставка «Память поколений» 0618Волгоградская консерватория готовит концерт ко Дню города 01305В краеведческом музее откроется новая выставка 0622В Волгограде появилась «Библиотека будущего» 0627В Волгограде наградили двух работников культуры 0714На День города волгоградцам готовят телевизионный концерт 0587В Волгограде объявлен тендер на реконструкцию ЦУМа 0767Сегодня – День российского кино 0633Перейти в архив