За последние годы на экраны выходит не первый мультфильм о Коте в сапогах. Так, в 2008 году французы выпустили «Правдивую историю Кота в сапогах», в целом следующую сюжетной линии Шарля Перро. В компании Dream Works пошли иным путем и предложили полностью оригинальное повествование. Роднит эти фильмы только персонаж и компьютерная технология анимации. В остальном же – небо и земля. В «плюс» галлам, пожалуй, можно зачесть только музыкальное сопровождение: классические мелодии в потрясающей оранжировке. Например, «К Элизе» Бетховена, исполненная на рожках – такой эту композицию еще не слышали! Что же касается собственно мультипликации, то американский Кот стоит неизмеримо выше. Да, в создание этого шрековского спин-оффа, вложены колоссальные средства. Но всё пошло в дело: зритель может разглядеть каждую шерстинку на шкуре заглавного героя и вообще – перед нами настоящий волшебный мир. И главное – режиссер Крис Миллер совершенно наплевал на коммерческую привязку к «Шреку». «Кот в сапогах» абсолютно самостоятелен не только сюжетно, но и стилистически. И это тоже радует. При всем остроумии «Шрекианы» весь юмор там был грубоватый, из области «телесно-материального низа» - не настолько, чтобы вызывать отторжение, но за несколько серий все эти отрыжки и пускания газов порядком поднадоели. Вышедший из тени зеленого огра Кот благороден и даже аристократичен. А когда он обращается к своей возлюбленной Мягколапке: «Киса!» - в его голосе звучат бендеровские нотки. И ведь не случайно! Как и Великого Комбинатора, Киса предает его. Впрочем, потом она раскаивается и искупает вину.
Да, Миллер получил в свое распоряжение деньги, которые в несколько раз превышают бюджет всей российской анимации. Но при этом очевидно, что все работавшие над фильмом занимались именно творчеством. «Кот в сапогах» не рядовой фильм, который можно закусить поп-кормом (это не опечатка). Это новая веха в развитии мировой мультипликации. Такие ленты напоминают нам, что кино, а в особенности анимация, - это волшебство, это чудо созидания. И именно этим подходом, а не финансированием, в первую очередь отличается произведение Dream Works от современных российских мутьфильмов (это опечатка, но пусть останется), которые нисколько не оригинальны (а нет оригинальности – нет творчества) и целиком подражают успешным заокеанским прообразам. Взять хотя бы цикл про богатырей. Какие-то моменты вполне удачны. И для современного коммерческого анимационного кино все эти Добрыни и Муромцы безусловный шаг вперед. Но исконный материал настолько очевидно подработан под чужие стандарты, что вызывал сочувствие: а конь-то богатырский под шрековского осла «косит»!
Фильм обязательно стоит посмотреть. Причем в любой компании: семьей, с любимым человеком, с друзьями. И не стоит опасаться, что он окажется слишком детским. Это точно не тот случай. Пожалуй, взрослым история хвостатого авантюриста будет даже интереснее, чем детям.
Наверно, стоит отметить, что не удалось авторам органично вплести в текст мораль – она несколько неуклюже выпирает в финале, когда Кот бросается спасать своего вероломного товарища Шалтая Александра Болтая. Но вообще пропаганда гуманистических ценностей уже не выглядит утомительным анахронизмом. Уж слишком много было в новейшей истории искусств обычного стеба, зубоскальства над всем подряд. Вот и решили создатели фильма напомнить лишний раз о дружбе, о долге, о верности. И вместо глума воцарилась умная ирония.
Надолго ли воцарился на киноэкранах Кот? Будет ли это тетралогия, как про Шрека? Можно прорицать что угодно, но в планы продюсеров мы не заглянем. Однако все же есть подозрение, что приключения Кота в сапогах не закончены. Ведь говорят же, что у котов 9 жизней…
Оценка фильма: 10 из 10.
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».