Алёна Соколова, статья предоставлена ЕЖИдневником.
Лето с точки зрения богатства культурными событиями принято называть «мёртвым сезоном», но в последнее время я начинаю сомневаться в точности такой оценки. «Южная» электричка, качнув на прощание «хвостом», бросила меня в обществе рюкзака и спального мешка на станции «Руднева», рядом с неухоженной и пустынной местностью Кировского района, названной с лёгкой руки энтузиастов набережной имени В.С. Высоцкого. Всего неделю назад здесь был фестиваль, посвящённый памяти Владимира Семёновича, а теперь только несколько старых афиш напоминают о происходившем действе. Сегодня эта набережная только перевалочный пункт для желающих переправиться на остров Сарпинский, где на выходных (30 июля – 1 августа) проходит другое мероприятие – межрегиональный фестиваль авторской песни, организованный волгоградской региональной общественной организацией творческой молодёжи «Новая лодка». Всего 15 минут по Волге на речном трамвайчике, и я оказываюсь на острове. В глазах тут же начинает рябить от ярких разноцветных палаток, которые стоят не только на территории турбазы, но даже на пляже. И от людей с гитарами – такое их количество на квадратный метр земли тоже можно увидеть далеко не каждый день.
Как
выясняется, некоторые из них (людей, не палаток) идут в одном направлении –
на террасу домика, где известный бард Вадим Егоров собирается дать мастер-класс
начинающим авторам. Впрочем, Егоров, взяв слово, сразу же уточняет: «Не люблю
слова «мастерская», «мастер-класс», давайте мы все будем просто участниками
обсуждения, чтобы разговор не был однополярным. Чем больше будет субъективных
мнений, тем объективнее в конечном итоге будет вынесенная оценка». И первому
же смельчаку, молодому человеку, решившемуся спеть собственную песню о Владимире
Высоцком, пришлось выслушать немало субъективных (хотя и полностью справедливых)
замечаний в адрес, мягко говоря, далеко несовершенного стихосложения, а также
обвинений в неуместной фамильярности (согласитесь, называть певца Володей моральное
право имеют только те, кто довольно близко знал его при жизни) и во «вторичности,
если не третичности» произведения… После такой отповеди (даже частично сглаженной
тактичными высказываниями и ещё более тактичными умолчаниями мэтра) большинство
присутствующих, видимо, решило не рисковать и демонстрировало исключительно
исполнительское мастерство…
-Как Вы относитесь к тому, что исполнители поют чужие песни, в том числе и Ваши собственные?
Вадим
Егоров: Я обычно не высказываюсь по поводу их исполнения, кроме тех
случаев, когда очень понравилось. Каждый автор считает своё исполнение наиболее
органичным, и так оно в большинстве случаев и бывает, ведь кто иной, как не
автор, лучше может прочувствовать, «прожить» собственное творение? Хотя иногда,
очень редко, бывает и по-другому: как раз исполнителю удаётся открыть новые
грани в произведении, по-настоящему раскрыть потенциал песни – именно благодаря
своему мастерству, своему личному виденью произведения – и спеть так, как не
удалось самому автору.
-Нужно ли сочинять собственные песни о Высоцком?
-О
Высоцком написано уже слишком много, причём написано людьми, которые сами давно
являются признанными авторами, людьми, которые знали его лично, поэтому теперь
сложно написать что-то своё и при этом сказать что-то новое. А каждая такая
песня должна быть открытием, иначе в ней нет никакой ценности. Я сам не стал
писать бы о Высоцком, а написал бы просто очень хорошую песню и посвятил её
ему.
-Почему-то стало модным петь песни Владимира Семёновича, подражая при этом его «фирменной» хрипотце…
-Они,
исполнители, не могут понять одну простую вещь: этого делать просто НЕЛЬЗЯ.
Тем более – со сцены. Как только ты начал петь с хрипом «под Высоцкого» - всё,
до свидания!
-Вам не кажется, что сегодня молодым талантливым авторам стало очень тяжело добиться известности и успеха, что раньше было на порядок проще?
-Это
беда всего постперестроечного поколения. Раньше была только одна проблема: получить
возможность спеть. Но если тебе удалось хотя бы раз выйти на сцену, то рядом
с тобой оказывались 10 магнитофонов, и твоя песня сразу же летела по всей стране.
Да, это были записи плохого качества… но сегодня оказываешься в жюри на каком-нибудь
очередном конкурсе или фестивале, слышишь безумно талантливого автора, делаешь
его лауреатом, вручаешь грамоту и какой-нибудь телевизор или музыкальный центр
от спонсора – и всё. Что это даёт автору, кроме материальной выгоды и чувства
морального удовлетворения от осознания своей победы?
Будем
надеяться, что ситуация эта изменится. В Москве сейчас организован худсовет,
он будет регулярно проводить конкурсы плёнок, а потом, если удастся, выпускать
сборники лучших песен. А с сентября на одной из FM -станций будет выходить еженедельная
программа о бардах, в ней будет рассказываться не только об уже признанных мастерах,
будет даваться право голоса и молодым талантливым авторам…
Много
ли их, молодых и талантливых АВТОРОВ, достойных участия в радиопрограмме и выпуска
на сборниках, здесь, среди более чем 50-ти официальных участников данного фестиваля?
Спрашивать об этом напрямик у Егорова мне почему-то не хотелось. Зачем ставить
в неловкое положение человека, который 2 часа кряду проявлял чудеса дипломатии,
стараясь не обидеть резкими высказываниями даже самых безнадёжных? Лимит времени
у мастерской исчерпался довольно быстро, и люди с гитарами отправились по своим
делам – кто обедать, кто купаться в Волге, а кто и записываться на участие в
ближайших плановых концертах. Благодаря тактичным организаторам, догадывающимся
о небольшом творческом багаже собственных творений у большинства участников
фестиваля, концерты были тематическими и ориентированными скорее на оценку исполнительского
мастерства: концерт военной песни, концерт песен всё того же Высоцкого (куда
же без него?), концерт шуточной песни… А Вадим Егоров пригласил для более внимательного
прослушивания тех, кого счёл наиболее перспективными. Ну и тех, кто по причине
неявки в «мастерскую» не смог получить его отеческое благословение и(или) порцию
критики. Позабавили его хулиганистой песенкой с солёными словечками дуэт « A
- na » из Набережных Челнов, заинтересовала молодая и перспективная Маша Соловьёва,
которую он заставил пообещать связаться с ним, как только у неё появится возможность
записать свои песни. Впрочем, свою самую широкую и искренне радостную улыбку
известный бард приберёг на вечер, для одной из последних опоздавших гостей фестиваля
– Юлии Шелест (участница арт-дуэта «Декорации», о котором мы недавно рассказывали
– прим. автора), хорошо известной ему по фестивалям в других городах.
Едва
приехав, «Декорации» (выросшие уже до трио) сразу взяли быка за рога: выступили
с несколькими «шуточными» песнями на главной сцене, записались на участие во
всех вечерних концертах, включая неформальную альтернативную площадку у Волги
(организованную специально для рок-музыкантов) и отправились репетировать на
пляж. «Последнее приобретение» группы - ударник Олег Симонян - в срочном порядке
разучивал партии новых песен, а Юля то и дело тревожно посматривала на толпу
зрителей около рок-сцены и, наконец не выдержав, предложила: «Пойдём влезем
вне очереди, а то выступать придётся перед одним звукорежиссёром». Опасение
это было не лишено оснований: из более десятка изъявивших своё желание поучаствовать
в фестивале рок-коллективов доплыли до острова живыми, здоровыми и не растеряв
по дороге музыкантов и инструменты всего пара групп, одна из которых («Тихий
омут» из Городища) явно относилась к т.н. «хэдлайнерам», а значит, и выступать
должна была «под занавес», уже поздно вечером. Так что бесхозную рок-сцену оккупировали
все желающие. Как известно, «хотеть» и «мочь» - несколько разные понятия. Об
этом хорошо знали и тяжело скучающие зрители, которые начавшие разбредаться
по окрестностям в поисках альтернативных развлечений, и вредные организаторы,
у которых работа такая – наступать на горло песне особо увлекшимся звукоизвлечением
«желающим». Поэтому «Декорации» без проблем выбили себе место под солнцем -
точнее, под заменившим его прожектором - и полчаса без каких-либо помех зажигали
звёзды на небе и высекали искры в сердцах слушателей, очень быстро уяснивших,
что теперь им, наконец, есть что послушать и подо что потанцевать…
Вышедшему
в самом конце вечера на сцену «гвоздю программы» - «Тихому омуту» - совершенно
не пришлось «разогревать» публику. А «Декорации», сделав своё человеколюбивое
дело, отправились на основную площадку, где их ждало очередное, на сей раз короткое
(всего две песни, несмотря на просьбы слушателей) выступление. Увы, участников
(как я уже говорила) полсотни, предоставить возможность выступить нужно было
всем – даже аутсайдерам, а время и сцена не резиновые. Поэтому даже лауреаты
Грушинского фестиваля – группа «Альманах» - спели всего три песни на двоих…
И ушли в неизвестном направлении – наверное, допевать недопетое. Так же поступили
и бездомные на этом фестивале музыканты «Декораций» за компанию с одним бездомным
же журналистом. Ведь фестиваль – это не только сцена. Фестиваль – это кочевание
всю ночь от костра к костру и натуральный обмен: «Есть хотите? Давайте мы вас
накормим? У нас гречневая каша с тушёнкой… кстати, а вы нам споёте? Спойте,
пожалуйста, «Ангела»…» - и иногда маленький бизнес: «У вас записи есть? Давайте
я куплю вот этот ваш диск» (к слову сказать, и диски, и кассеты расходились
«на ура» - после каждого выступления к музыкантам подходили с вопросами о том,
где можно взять их записи, как узнать информацию об очередных концертах на «большой
земле», и просьбами сфотографироваться вместе)… А те, кто остался на сцене мучить
себя и гитары до трёх часов ночи, и вернулся к этому занятию с утра пораньше
– на заключительном гала-концерте… Если долго мучиться, что-нибудь у них обязательно
получится. Что именно – увидим ровно через год, на том же месте. Глядишь, и
вправду в этом столетии из кого-нибудь вырастут очередные «Декорации» или «Альманах»…
Только бы сцен в следующий раз сделали, как пообещали, не две, а три: для новичков, профессионалов и рокеров. И только бы рокеров и «могущих бардов» в следующем году было бы поболее, чем в этом – условия для работы организаторы создают по мере своих возможностей, а вот об особом приглашении на фестиваль лучше позаботиться самим потенциальным участникам, чтобы вновь не остаться за бортом «Новой лодки».
Статья предоставлена ЕЖИдневником.