Сейчас в партиях (в основном в ЕР) состоит более двух третей реестровых казаков. Ну а нереестровые тяготеют к оппозиции. Видимо, это и смущает авторов проекта, считающих, что коли казаки не будут состоять в партиях, то они станут ближе к народу и освободятся «от элементов противостояния». Интересно все же, кому это противостоят у нас казаки?
Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья Виктор Водолацкий, похоже, критически отнесся к проекту или, по меньшей мере, к тому, что авторы писали без его ведома. По его мнению, заметна тенденция к ограничению влияния казачества, хотя именно оно занимает наиболее активную гражданскую позицию (как показали, к примеру, события в Крыму).
Он считает, что лучше бы заняться углублением патриотической идеологии и увеличением числа казачьих кадетских корпусов.
За последние годы число реестровых казаков увеличилось более чем в 10 раз. Каждый должен позаботиться о традиционном оружии (шашке) и форме. Он вправе бесплатно обучаться стрельбе и пройти физическую подготовку.
— Мы исполняем практически все функции госслужащих, причем по некоторым делаем это лучше их самих, — считает Водолацкий.
— Закон о госслужбе казачества принимался в 2005 году. И лишь через четыре года вышло постановление правительства, определяющее формы службы, — пояснил атаман областной общественной организации «Волгоградский округ донских казаков» Виктор Селезнев. — Казачья служба осталась на бумаге. Так, деятельность по охране порядка ведется в регионах на общественных началах или, как у нас, при поддержке муниципалитетов. Лишь в Краснодаре вопрос урегулирован на государственном уровне. С 2011 года нам обещают создать всероссийское казачье общество, а воз и ныне там. Нет и единого органа для руководства как реестровым казачеством, так и общественниками. В хуторах и станицах атаманы возглавляют самоуправление. И это требует принятия необходимых поправок в ФЗ № 131. А добиться их казаки смогут только политическим путем, поэтому им нельзя оказаться вне партий. Более того, создана Казачья партия РФ. Но хода ей нет. Я считаю, если еще будет закон, запрещающий казакам заниматься политикой, то это надо рассматривать как еще один шаг на пути геноцида казачества...
Виктор Водолацкий считает: выход казачества из «Единой России» приведет к размыванию ее низовых структур. Однако у единороссов все не так просто, как можно подумать. Не хочет ли руководство как бы пересдать себе казачью карту из-под полы? Ведь запрет состоять в партиях не помешает казакам входить в Народный фронт, который является не партией, а общественной организацией, но так же жестко ориентированной на Кремль. Куда же еще деваться беспартийным казакам, как не в ОНФ? Значит, указ покинуть ряды распространяется только на оппозиционные партии?