первый волгоградский

Опросы

Вопрос недели:
Как вы относитесь к вопросу о волгоградском времени?
Новые статьи

Олег Михеев: «Романтизации преступников не должно быть ни в СМИ, ни в литературе, ни в кино».

Запретить пропаганду насилия и жестокости, а также романтизацию и героизацию преступного мира предлагает депутат Госдумы Олег Михеев. 

На рассмотрение нижней палаты им внесены поправки в федеральное законодательство, определяющие понятие «пропаганды» в данном контексте и запрещающие её под страхом крупных штрафов – до 500 тысяч для юрлиц.

- Исследования специалистов фиксируют чрезвычайно высокий уровень насилия в России, - отмечает Михеев. - Так, в обнародованной недавно свежей версии глобального «рейтинга миролюбия» за 2014 год Россия оказалась на 155-ом месте, уступив по уровню насилия и преступности разве что Сомали и Афганистану. А ведь ещё в 2009 году в этом же рейтинге наша страна занимала 136-е место, в 2007 году – 118-е. Регресс налицо. По числу умышленных убийств из расчёта на 100 тысяч населения мы с показателем 10,2 занимаем недопустимое для европейской страны место в мировой статистике – на уровне даже не азиатских, а африканских государств. Одной из причин этого является бесконтрольная пропаганда насилия и жестокости в СМИ, а также романтизация образа жизни преступного мира, благодаря которой в сознании людей – особенно молодых – стирается грань между допустимыми и недопустимыми нормами поведения.

В связи с этим мной разработан и внесён в Госдуму законопроект, запрещающий пропаганду насилия, жестокости, преступлений и административных правонарушений, образцов агрессивного и насильственного поведения, а также романтизацию и героизацию насилия и жестокости.

Поправки вносятся в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в Кодекс об административных правонарушениях. Предлагаемое наказание за нарушение этих норм – штрафы от 2,5-3 тысяч рублей для граждан, от 4 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 500 тысяч рублей для юрлиц. Штрафы для юридических лиц многократно превышают штрафы для физлиц, так как наибольшую опасность представляет собой именно пропаганда не «индивидуальная», а осуществляемая, например, через средства массовой информации.

Чрезвычайно важно, что предлагаемый мной законопроект вводит определение таких понятий, как «пропаганда», «пропаганда насилия и жестокости» и «пропаганда преступлений и административных правонарушений». До сих пор все разговоры о запрете пропаганды насилия упирались в то, что такого понятия нет в законодательстве, хотя все прекрасно понимают, о чём идёт речь. Кроме того, в Модельных законах подобный термин уже раскрывался. Теперь указанное препятствие устранено.

Принятые ранее Госдумой законы о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, предусматривали ограничение сцен насилия и жестокости. Однако пропаганда, героизация и романтизация насилия могут происходить и без откровенной демонстрации убийств или избиений. Так, в 90-е годы телеэкраны были буквально переполнены фильмами, формирующими положительный образ преступного мира. А музыка? Воровские блатные песни, прославляющие преступные «понятия», раздаются из каждого второго динамика. Это ломает моральные установки не только детям, но и взрослым людям. Подобной романтизации преступников быть не должно ни в СМИ, ни в литературе, ни в кино.

Хочу отметить, что предлагаемые ограничения находятся в полном соответствии с отечественной и мировой практикой. Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года) позволяет вводить подобные ограничения и санкции для охраны нравственности, если эти ограничения предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе. В большинстве стран Европы действуют нормы, так или иначе ограничивающие показ сцен насилия на ТВ – в частности, в Германии, Латвии, Грузии. А на Украине с 2003 года действует закон «О защите общественной морали», который запрещает производство и распространение продукции, пропагандирующей «изуверство, кощунство, неуважение к национальным и религиозным святыням».

Аналогичная норма существовала и в советском законодательстве. Статья 4 закона «О СМИ», запрещающая использовать средства массовой информации «для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», была введена в 1991 году по аналогии со статьёй 228.1 действовавшего тогда Уголовного кодекса («Изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости»). А эта статья УК, в свою очередь, была введена на волне борьбы с «засильем низкопробной видеопродукции» в 1986 году. То есть приходится признать, что советское государство на исходе своего существования «успело» адекватно ответить на этот вызов времени, а мы его пропустили. Полагаю необходимым вернуться к этой норме. 

Что-то случилось с комментариями
Ещё новости«Областные вести» предлагают услуги в период предвыборной кампании 0578Три четверти россиян проголосовали за изменения в Конституции 0756Голосование по Конституции пройдёт 1 июля 1959В «Справедливой России» хотят вернуть прежний пенсионный возраст 0748В Волгограде ушёл в отставку вице-губернатор Роман Беков 0972В России назвали новый состав правительства 0858Поправки в Конституцию выберут народным голосованием 01007Куда приведет политика запретов и ограничений для молодежи 0820Губернатор снова в зоне риска 0967Украина запретила прямые авиаперелёты в Россию 0632На Украине потребовали посадить Зеленского в тюрьму за русский язык 0544Грядет новая волна губернаторских отставок? 0642Путин встретился с губернатором Волгоградской области 0593Путин подписал указ о химической и биологической безопасности страны 0737В Волгограде коммунисты провели пикеты против Гасана Набиева 0843Перейти в архив