Непродуманные реформы вновь провоцируют на селе самогоноварение.
Вновь пахнуло не столь давними временами, когда сограждане выстраивались в унизительные километровые очереди за спиртным, а главный «перестройщик» страны в ответ на ропот народный по-отечески увещевал нас: «Не нравится — не стойте». И миллионы людей выходили из очередей и шли на поклон к обрадованным самогонщикам, сразу же почувствовавшим свою социальную значимость на Руси. Другие сметали парфюмерные и аптечные спиртосодержащие жидкости. Третьи пили всякую отраву и заболевали, слепли, умирали. Причём умирали целыми свадьбами, которые опять же «перестройщик» рекомендовал проводить за чаем, но на которых втихую из чайников разливали всё равно что-нибудь огненное — вплоть до денатурата или технического спирта. Неужто всё это было лишь в страшном сне, а не наяву? Неужто забыто?
Задаюсь таким вопросом потому, что картина конца восьмидесятых повторяется сейчас точь-в-точь, но только, правда, на селе. И с той лишь разницей, что в наших бедных, замордованных тупыми реформами весях очередей за водкой нет. Потому, что и её, родимой, вовсе нет в магазинах. А к самогонщикам и держателям других огнедышащих источников ввиду их «конфиденциальности» публичных очередей никогда не было и не будет. Там отпускают товар не при людском стечении.
И всё же участковому инспектору милиции из села Вязовка Еланского района удалось разрушить «конфиденциальность» сразу двух таких источников, из которых зелье текло на продажу. На хозяев наложен штраф. Комментируя этот нелицеприятный для села факт, глава местной администрации А.И. Хвастунова выражает растущую озабоченность и тревогу. Мало того, что самогоноварение в селе принимает угрожающие масштабы. Вот уже и каким-то сомнительным спиртом начали нелегально торговать. Так и до беды недалеко. И она наверняка случится, если не принять самые срочные меры на более высоком, вплоть до правительственного, уровне. Потому что местных мер явно недостаточно. Скажем, наложили штраф на тех, кто попался на нелегальной торговле зельем. А они его и не думают оплачивать. Административная комиссия направила соответствующую бумагу прокурору. И ещё неизвестно, когда и чем дело кончится. Другие видят «беззубость» этих мер и тоже торгуют по домам всем, что может сдвинуть особо страждущим мозги набекрень. Уличить продавцов весьма трудно. Нужны контрольные закупки зелья. Но владельцы огненных источников не продадут свой товар незнакомым и подозрительным, и уж тем более — участковому, которого в Вязовке знают все. Много в селе и таких, кто стал гнать самогон вовсе не на продажу, а для себя. Их толкает на это отсутствие алкоголя на прилавках магазинов.
Так что же смело водку и вина с легальных витрин? Неужто очередная антиалкогольная кампания, проводимая теперь лишь с сельским уклоном? Из кабинета А.И. Хвастуновой звоним в Елань начальнику отдела по защите прав потребителей Н.В. Журбину. И вот что выяснилось. В целях усиления контроля за оборотом алкоголя его с недавних пор могут продавать лишь те торговые структуры, которые имеют статус юридических лиц. А поскольку в сёлах, где торговлей заняты лишь мелкие предприниматели, таковых нет, то и алкоголь стало некому продавать. А для того, чтобы сельским «торгашам» перерегистрироваться в юридические лица и получить право на реализацию спиртного, нужны немалые деньги. Их у деревенских предпринимателей, имеющих небольшой оборот, просто нет. Такая ситуация не только в Вязовке, но и повсюду в сёлах. В самом райцентре торговля спиртным тоже сильно ограничена.
Авторы данного нововведения по усилению контроля за оборотом алкоголя преследовали благие цели. Мало ли торговых точек снабжало население фальсифицированной водкой на вполне легальной основе?! Принятые недавно меры по сокращению числа официальных торговцев спиртным должны были уменьшить потребительские риски. А из-за непродуманности последствий данного нововведения результат достигнут прямо противоположный. На селе «алкогольная» торговля совсем свёрнута и снова начался разгул нелегальных продаж сомнительных жидкостей. Кроме того, казна недобирает громадные суммы «водочных» налогов.
Сейчас районные власти пытаются привлечь сюда для торговли спиртным некую волгоградскую фирму. Но было бы наивно думать о том, что она в одночасье откроет водочные прилавки во всех населённых пунктах. Значит, селяне обречены даже в праздники пользоваться опасными для здоровья услугами «подпольных» торговцев? И как на фоне всего этого рассматривать теперь заявленную на государственном уровне идею российского народосбережения, если тот самый народ на селе вынуждают пить отраву?
Едва мы поговорили с Н.В. Журбиным, как А.И. Хвастунова обеспокоенно завздыхала уже по другому поводу. Дело близилось к обеду, а в магазины Вязовки ещё не привезли… хлеб. Спрашиваю удивлённо, а откуда его возят, разве не здесь пекут? Отвечает, что возят из Елани, и не только в Вязовку, но и по всему району. За исключением, пожалуй, Таловки и Большевика. Там местные сельхозпредприятия выпекают хлеб в небольших количествах в собственных пекарнях.
Мне вспомнились хлебные прилавки Жирновска. Здесь продают разнообразную выпечку из целого ряда посёлков и сёл этого, а также соседнего Руднянского районов и городов Камышина и Михайловки. Торгуют булками и жирновские хлебопёки. Бегло насчитываю полтора десятка поставщиков выпечки! Конкуренция между ними сложилась очень острая. Поэтому и качество хлеба высокое. А вот попробовал еланский хлеб и понял, что в Жирновске его вряд ли покупали бы. Качество не то. А всё потому, что в Елани его производит монополист. Когда выбора нет, то покупают всё, что есть. И когда вообще хлеба нет, как сейчас в Вязовке, тоже терпят и просяще (чтобы, не дай Бог, не обидеть!) звонят монополисту: извините, мол, не скажете?.. А в условиях конкуренции и звонить бы не стали. Этот поставщик сразу бы потерял покупателя.
Незапланированное «смешение» в этой публикации водки с хлебом ещё больше оттеняет беспомощность районной власти в решении всё той же алкогольной проблемы. Если уж здесь не могут радикально поставить вопрос перед сельхозпредприятиями и предпринимателями о запуске в сёлах хотя бы нескольких дополнительных мини-пекарен, обрекая население на милость еланского монополиста с его кирпичевидными булками, то что тогда говорить о восстановлении легального алкогольного рынка на периферии? Он просто не слишком заботит власть. К тому же ожидаемое пришествие в район некой фирмы со стороны опять же может поставить её в положение монополиста. И в торговле водкой могут обозначиться те же изъяны, что и в торговле хлебом.
Так и живут еланские селяне — без своего хлеба, который сами же выращивают, и без своей водки, на которую идёт их же хлеб. Замордованность хрупких российских весей продолжается. Но если при отсутствии хлеба вообще, и хорошего в частности, селяне могут испечь лепёшку, то даже на праздник веселительную чарку приходится наливать из сомнительных источников. Вот только тост за здравие может не состояться. Ведь от зелья на реформенной Руси уж многие не проснулись.
Павел Липченко.