Каждому, кто хотя бы иногда ходит в кино, знаком классический приём, широко используемый многими режиссёрами. Представьте: герой входит в дом, закрывает дверь, и… в этот момент сцена погружается в абсолютную тишину. Даже если предшествующее действие картины происходило в относительно спокойной обстановке и не сопровождалось мощными звуковыми эффектами, кинематографисты намеренно создают эффект «ватной» тишины, дабы психологически отделить домашние сцены от всего, что происходит вовне. И в этом есть особый смысл. Ведь и в реальной жизни, возвращаясь домой после трудного дня, мы стремимся оставить за порогом суету большого города, а заодно и все внешние раздражители, сильнейшим из которых является шум. Однако, в отличие от кино, в жизни это бывает подчас не так-то просто.
Звуки сопровождают человека в течение всей жизни. Тишина же — понятие весьма относительное. Что-нибудь мы слышим всегда: шелест листвы, движение воздуха, наконец — собственное дыхание. Многие звуки становятся со временем настолько привычными, что мы просто перестаём их замечать. В некоторых случаях отсутствие привычных шумов может стать причиной необъяснимого беспокойства, а иногда даже паники.
Однако это вовсе не означает, что к любым звукам можно привыкнуть. Всё зависит от спектрального состава шумов (совокупности образующих шумовой фон звуков различной высоты и тембра) и их интенсивности.
Ухо человека способно слышать звуки в диапазоне частот от 16-20 герц (рокот, нижняя часть диапазона концертного органа, звуки «ощущаемые кожей») до 20-22 килогерц (намного «тоньше» комариного писка). Однако к колебаниям различной частоты слух имеет разную чувствительность: при одинаковой мощности звуков лучше всего мы слышим те из них, которые находятся в диапазоне от 300 Гц до 4 кГц. Эти частоты соответствуют человеческому голосу. Именно поэтому разговор за стенкой (пусть и негромкий) многим из нас мешает спать гораздо больше, чем назойливое жужжание комара прямо над ухом или рокот старого холодильника.
Интенсивность звука (так называемое звуковое давление), как уже было отмечено ранее, понятие относительное. Поскольку наш слуховой аппарат имеет предел чувствительности, в психоакустике (науке, изучающей психологические и физиологические особенности восприятия звука) его интенсивность принято измерять в относительных единицах — децибелах (дБ). Человек с нормальным слухом ощущает слабые звуки (начиная примерно с 0 дБ) и может различить изменение громкости на 1 дБ. А поскольку звуки различной частоты мы слышим неодинаково, для измерения уровня шумов используется кривая равной громкости — специальная шкала (шкала A), учитывающая эту особенность человеческого слуха. Уровень громкости по этой шкале обозначается дБ(А). Громкость различных звуков, измеренная в дБ(А), одинакова для человека, независимо от их высоты.
Например, тиканье часов может иметь интенсивность до 25-30 дБ(А), а громкость спокойного разговора двух людей обычно находится в пределах 30-45 дБ(А). При этом, по мнению медиков, безопасны для здоровья человека только те звуки, уровень которых не превышает 35 дБ(А). К сожалению, практически в течение всего светового дня мы подвергаемся гораздо более интенсивному акустическому воздействию. Так, громкость офисного шума может доходить до 55-60 дБ(А), а гул оживлённой улицы достигает уровня 80-90 дБ(А). Не говоря уже о более «экстремальных» ситуациях: поездка на метро — 100-105 дБ(А), использование электроинструмента — 120-130 дБ(А) и пр. То есть практически постоянно наш слух работает со значительными перегрузками.
Присутствие постоянного звукового фона (так называемое шумовое загрязнение) в последние десятилетия стало настоящим бедствием для обитателей мегаполисов. Шум является причиной стрессов, повышает утомляемость и снижает работоспособность. Иногда он может вызвать физиологические нарушения в организме, привести к психическим расстройствам, повышению артериального давления, вызвать частичную потерю слуха. И это отнюдь не преувеличение. Так, согласно данным статистики, проблемы со слухом, вызванные воздействием шума, имеет каждый пятый житель Москвы. Другие источники утверждают, что глухие и слабослышащие люди составляют до 40% населения российской столицы.
Это объясняет, почему сегодня в городской застройке предусмотрены специальные решения для изоляции источников шума: шумозаградительные экраны вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, возведение нежилых «зданий-экранов» между дорогами и жилыми домами (например, гаражных комплексов), заглубление трасс магистральных улиц и озеленение их откосов и т.п. Однако никто не защитит нас от пагубного воздействия шума лучше, чем мы сами. Согласно действующим нормативам (СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»), звуковой фон в городских квартирах не должен превышать уровень в 25-30 дБ(А) ночью и 35-40 дБ(А) днём. Но на практике этот показатель часто достигает 50-65 дБ(А) — нормы для офисных помещений. Поэтому медики настоятельно рекомендуют горожанам позаботиться о звукоизоляции своих квартир. Более внимательно следует относиться и к выбору бытовой техники. «Мы часто настолько привыкаем к шуму, производимому домашними приборами, что перестаём его замечать. При этом иногда недоумеваем, пытаясь найти причину внезапной мигрени или факторы, мешающие сосредоточиться, списываем всё «на погоду», — объясняет Владимир Мурашко, генеральный директор компании «Евроклимат-Регион» (официальный дистрибьютор GREE в России). — Тогда как реальная причина может тихонько гудеть, например, у нас над головой или в соседней комнате. Из кондиционеров, используемых в быту, больше всего шумят моноблочные кондиционеры — мобильные и оконные. Уровень шума при работе мобильного кондиционера может достигать 50 дБ(А), чуть тише работают «оконники». Самые тихие кондиционеры — это сплит-системы, наиболее шумные узлы которых расположены вне помещения, в наружном блоке. Уровень шума настенных сплит-систем GREE, в зависимости от их мощности, варьируется от 21 до 30 дБ(А)».
Помоги себе сам
Прежде всего следует позаботиться об акустической «санации» наиболее уязвимых для посторонних шумов мест в доме. Это окна, всевозможные щели, стыки между стеновыми панелями и перекрытиями, а также вентиляционные короба. Часть звуков передаётся по стенам и перекрытиям в виде вибрации.
Практика показывает, что самое обычное окно из ПВХ со стандартным двухкамерным стеклопакетом снижает уровень проникающих в квартиру с улицы шумов на 25-28 дБ(А) — как раз на величину превышения шумового загрязнения в городских квартирах (см. выше). В особо сложных ситуациях (если рядом расположена автомагистраль, железнодорожная станция, аэропорт и пр.) можно установить окна с повышенной звукоизоляцией. Как объясняет Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами Группы компаний ПРОПЛЕКС, крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям, для этого сегодня применяются различные технологические решения. Например, увеличение расстояния между стёклами до 15-20 мм или использование стёкол разной толщины (что исключает резонансные явления). Также наружное стекло может быть многослойным (например, триплекс — 2 стекла и полимер между ними) и покрытым снаружи специальной защитной плёнкой. Дополнительной преградой для звуков улицы становятся также остеклённые балконы и лоджии.
Чтобы спастись от шума, производимого соседями, следует тщательно проверить все стыки между стеновыми панелями и перекрытиями. Даже небольшой зазор может свести на нет звукоизолирующие свойства стен. Так, щель шириной 1-2 мм между стеной и потолочной плитой открывает беспрепятственный доступ звукам из соседней квартиры. Поэтому межблочные пустоты рекомендуется заполнять изоляционным материалом (пеной или минеральной ватой), а швы заделывать раствором. То же самое относится к зазорам по периметру дверей и окон. Тонкие стенки вентиляционных камер можно обшить гипсокартоном. Улучшить звукоизоляцию помогают даже обои, особенно фактурные виниловые.
Отделывая потолки, следует помнить, что подвесные конструкции имеют свойство умножать звуки, исходящие от соседей. Наилучшим решением станет натяжной потолок с микроперфорацией, например Clipso, Bravis или NewMat.
Каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, особого внимания заслуживает устройство полов. Прежде всего рекомендуется сделать поверх бетонных плит цементную стяжку. Для лучшей звукоизоляции можно проложить дополнительный слой между основанием пола и финишным покрытием (ламинатом, линолеумом и пр.). Например, это может быть фанера толщиной 10-15 мм. Хорошим (хотя и довольно дорогостоящим) решением будет так называемый «плавающий» пол. Сначала на плиту укладывается двухслойная звукоизоляционная рулонная мембрана, затем стыки между полом и стенами герметизируются самоклеящейся звукоизолирующей лентой, после чего делается армированная металлической сеткой цементно-песчаная стяжка, и лишь затем укладывается напольное покрытие.
Однако труднее всего бороться с ударными шумами, распространяющимися на большие расстояния по стенам и перекрытиям. Частично нейтрализовать их поможет засыпная подушка под основанием пола, гасящая вибрацию. Довольно эффективно рулонное кремнезёмное волокно Supersil толщиной 6 мм, позволяющее снизить уровень шума примерно на 27 дБ(А).
Бесшумный комфорт
Избавившись от внешних шумов, нужно позаботиться о минимизации уровня внутренних, иначе работа по звукоизоляции квартиры теряет всякий смысл. И здесь, как ни странно, вновь нужно начинать с… окон. Коль скоро мы выбирали их с таким расчётом, чтобы максимально оградить себя от уличного шума, о том, чтобы держать створки постоянно раскрытыми, не может быть и речи. Но как же домашний отдых в прохладной тени жаркими летними вечерами?
Решение в этой ситуации одно — кондиционер, вернее, сплит-система. Однако выбирать её следует осмотрительно. Ведь вентилятор кондиционера при работе производит шум, поэтому его уровень — одна из основных характеристик прибора, на которые нужно обращать внимание при выборе. «Некоторые сплит-системы предназначены исключительно для использования в офисных помещениях. У них высокая производительность, поэтому и уровень создаваемого ими шума может быть достаточно высок. Например, при работе мощных канальных кондиционеров он может достигать 60 дБ(А), — объясняет Владимир Мурашко, генеральный директор компании «Евроклимат-Регион» (официальный дистрибьютор GREE в России). — Приобретая кондиционер для дома, покупатели по незнанию часто не обращают должного внимания на шумовые характеристики. И только после установки кондиционера понимают, что пользоваться им ночью невозможно из-за высокого уровня шума». Выбирая сплит-систему для дома, нужно обязательно поинтересоваться, насколько она «шумная». Например, в кондиционерах GREE серий «Artful» и «Beauty» предусмотрен специальный ночной режим. Это практически бесшумная работа — всего 21 дБ(А), что значительно ниже нормы для жилых помещений в ночное время (см. выше).
Следует позаботиться и о том, чтобы вашему отдыху не мешали другие постоянно работающие электроприборы. Первое, что приходит на ум — это холодильник. Конечно, в наши дни они уже не тарахтят, подобно небольшим тракторам, но, тем не менее, могут создать определённый акустический дискомфорт, особенно для людей, отличающихся чутким сном. Впрочем, продукция некоторых марок (например, Liebherr, Rosenlew) удовлетворит самые взыскательные требования.
Гигиена слуха
Пожалуй, в заключение нужно сказать несколько слов и о личной «шумовой гигиене». Мы уже говорили о том, что абсолютно безопасны только звуки громкостью до 35 дБ(А). Чтобы сохранить слух и здоровье, нужно давать своим ушам отдых после шумного рабочего дня: больше времени проводить в тишине, на природе, среди естественных звуков, также хорошо слушать негромкую классическую музыку. Всё это позволяет человеку расслабиться, а слуховым клеткам восстановиться после стресса. Крайне отрицательный эффект может вызвать посещение дискотек и некоторых танцевальных клубов: громкость музыки здесь достигает иногда 140-160 дБА, что превышает травматический порог.
Большое значение имеет выбор аудиоаппаратуры для дома. Например, среди потребителей бытует заблуждение, что качественное восприятие музыки возможно только на высоких уровнях громкости. Это заблуждение вызвано тем обстоятельством, что недорогая, «массовая» аудиотехника отличается крайне узким динамическим диапазоном, т.е. не способна одновременно воспроизводить очень тихие и громкие звуки. При прослушивании музыки на такой аппаратуре, чтобы что-то разобрать, действительно приходится ставить регулятор громкости на максимум. Тогда как на аппаратуре с широким динамическим диапазоном (а он может достигать 140 дБ) слушатель сможет оценить, например, всё богатство симфонической музыки, от тихой игры скрипки до оглушающего удара в барабан, даже на минимальных уровнях громкости.
Очень часто, находясь в шумных местах, мы стараемся «выбить клин клином», например, пытаемся заглушить звук, производимый движущимся поездом в метро, с помощью громкой музыки, прослушиваемой через наушники. Тем самым мы ещё больше травмируем свои органы слуха. Очевидно, что делать это не стоит. Но если всё же вы хотите воспользоваться наушниками в шумном месте, то следует выбрать модель со специальными насадками, изолирующими ухо от посторонних звуков (например, Sennheiser, Shure и др.). Существуют также модели с активным шумоподавлением (Sennheiser PXC 250).
К сожалению, скрыться от шумов большого города мы не можем. Однако защитить от них свой слух под силу большинству горожан. Проведя один раз необходимые работы по акустическому обустройству жилья, вы сможете обеспечить себе полноценный отдых и здоровый сон. А это — залог успеха во всех начинаниях. Не стоит забывать и о гигиене слуха, ведь потерять его довольно легко, а восстановить практически невозможно.