6 и 7 июня пройдут Дни Москвы в Волгоградской области. К нам приедет представительная делегация Правительства Москвы во главе с Юрием Михайловичем Лужковым. Мэр столицы торжественно откроет в музее-панораме «Сталинградская битва» уникальную выставочную экспозицию из собрания музея-панорамы «Бородинская битва».
В течение всей нынешней недели в нашем городе трудятся специалисты столичной студии «Музей-дизайн». Они выстраивают уникальные экспонаты по художественной концепции заслуженного художника России Александра Конова. Что же покажет волгоградцам в музее-панораме «Сталинградская битва» музей-панорама «Бородинская битва»?
Нашим добрым гидом, как и прежде, при подготовке подобных репортажей становится научный сотрудник нашего музея-панорамы Татьяна Александровна Приказчикова.
— Выставка, которую сейчас монтируют гости из Москвы, — говорит она, — поистине уникальна. Прежде всего, хочу отметить, что нашей панораме в этом году исполняется 25 лет, а Бородинской — 95. В этот юбилейный год коллеги из столицы решили впервые за всю историю музея-панорамы «Бородинская битва» вывезти за пределы Москвы для экспонирования в другом городе 57 уникальных творений великого живописца Франца Рубо, а также интереснейшие документы из архива своего музея и из фондов Государственного архива Российской Федерации.
Мы поднимаемся с Татьяной Александровной из Триумфального в Предпанорамный зал, где экспозиция гостей уже обрела некоторые зримые черты. По периметру зала натянуто огромное полотно, возле которого суетятся монтажники-дизайнеры. Вместе с ними «колдует» над выставочной экспозицией и заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-панорамы «Бородинская битва» Галина Ивановна Герасимова.
— Я счастлива, — говорит она, — что жители и гости Волгограда смогут увидеть все уникальные вещи, которые мы с любовью доставили в ваш славный город. В этот юбилейный год на Дни Москвы в Волгоградской области мы привезли выставку произведений основоположника отечественной панорамной живописи Франца Алексеевича Рубо. Его считали своим отцом и учителем художники студии имени М.Б. Грекова, которые создали панораму «Сталинградская битва».
— Галина Ивановна, насколько я знаю, история создания и дальнейшая судьба панорамы «Бородинская битва» — главного творения Франца Рубо — далеко не простые. Испытаний временем, в том числе и весьма драматических, было у неё немало…
— Это так. Художник работал над полотном панорамы в Мюнхене, но был в постоянном контакте с военными историками в России, у которых консультировался. Он неоднократно приезжал на поле битвы, глубоко изучал исторический материал.
— В чём же главная «изюминка» монтируемой сейчас композиции выставки?
— Мы реконструируем павильон, в котором создавалось полотно панорамы «Бородинская битва». Будет воссоздана обстановка мастерской художника-станковиста. Ведь мы знаем Франца Рубо не только как баталиста, но и как мастера, написавшего сотни произведений станковой живописи. Кроме того, мы дадим историко-документальный ряд, освещающий основные этапы его биографии.
— Что ещё вы привезли в Волгоград? Я вижу много каких-то необычных ящиков…
— Кроме документов, фотографий и материалов, необходимых для реконструкции павильона, мы привезли в этих ящиках почти всю свою коллекцию произведений Франца Рубо.
— Что конкретно в этой коллекции?
— В ней 57 живописных и графических работ. Это действительно беспримерный случай, когда мы вывозим почти всю свою коллекцию произведений Рубо.
— Они были застрахованы перед транспортировкой?
— А как же?! Полис государственного страхования оформлен должным образом. О сумме страховки умолчу.
— Жаль… А какими были условия транспортировки картин?
— А вот посмотрите! Это те самые девять так называемых полуклиматических ящиков, в которых везли творения Рубо и в которых они и сейчас ещё находятся. Их доставила в Волгоград автотранспортом московская фирма «Арт-курьер», которая специализируется на перевозке музейных ценностей. В этих ящиках создан особый температурно-влажностный режим. Внутри специальное многослойное покрытие, которое обеспечивает необходимую влажность и температуру — в пределах плюс 16-18 градусов.
— Слава богу, что в здании нашей панорамы сейчас прохладно, а не такое пекло, как на улице. Помимо картин Франца Рубо, какие ещё предметы вы захватили для реконструкции его павильона?
— Мы привезли также вещи, которые помогали художнику создавать живописный холст: научно реконструированные предметы снаряжения и обмундирования солдат русской армии и так далее. Привезли также и… самого Рубо.
— Самого Рубо?
— Да, Франца Рубо! Я не оговорилась. Посетителей выставки будет встречать лично Франц Алексеевич — на рабочих лесах перед баннером с изображением полотна панорамы. У художников-дизайнеров это называется исторически достоверная фигура.
— Восковая?
— Нет, это созданный по особой технологии манекен, фигура и лицо которого имеют портретное сходство с художником. Создан он специально для этой экспозиции в Волгограде. Над головой манекена Франца Рубо работали специалисты мастерской Московского театра имени Ленинского комсомола. На манекене мастера будут белый халат и головной убор — точно такие, в каких он запечатлён в момент работы над полотном панорамы на документальной фотографии, по которой посетители выставки смогут сравнить сходство реконструкции с реальностью.
— Галина Ивановна, вы говорили, что Рубо писал Бородинскую панораму в Мюнхене. От начала и до конца?
— Да. А затем перевёз в Россию. Причём в Мюнхене он написал все три свои панорамы. Первая, посвящённая войне на Кавказе событиям 1839 года, не сохранилась до наших дней, вторая находится сейчас в Севастополе.
— Горела только одна — ваша?
— Нет. Горели обе. Летом сорок второго года в здание Севастопольской панорамы попала фашистская бомба. И загоревшееся полотно тогда спешно пытались спасти, разрывая его на куски. 82 фрагмента живописного холста удалось вывезти последним транспортом. Но они составляли меньше двух третьих площади всего полотна. И реставрации оно уже не подлежало. Поэтому советские художники фактически написали панораму заново. Все сохранившиеся фрагменты подлинного холста Рубо хранятся сейчас в музее героической обороны Севастополя, а один — у нас. И мы его привезли в Волгоград! Вон в том самом большом ящике и находится этот фрагмент подлинного живописного холста Севастопольской панорамы. И его также увидят волгоградцы.
— Галина Ивановна, а ваша панорама сильно пострадала от огня?
— Да, сильно. Холст горел в 1967 году. Было уничтожено две третьих его площади. Подлинного Рубо из 115 осталось только 38 метров 40 сантиметров. Остальное дописали художники Студии имени М. Б. Грекова.
— Экскурсоводы указывают на новые и старые части живописного слоя?
— Нет. Но внимательные посетители, как ни странно — почему-то дети, сами замечают их. Дело в том, что подлинная живопись Рубо стала со временем более тусклой. Краски 1911-1912 годов немного поблёкли.
Я благодарю Галину Ивановну за интересный рассказ. Остаётся добавить, что уникальная экспозиция музея-панорамы «Бородинская битва» будет в нашем городе с 6 июня по 8 июля. Как говорится, спешите видеть!
Валерий Коновалов