О прыгунье в длину Оксане Удмуртовой громко заговорили лишь в этом году, когда ученица заслуженного тренера России Вячеслава Догонкина зимой на чемпионате России в помещении опередила опытную Людмилу Колчанову, а затем показала ряд блестящих результатов на международных турнирах и заняла третье место на летнем чемпионате Европы в Гётеборге. Причём в мае 24-летняя спортсменка установила личный рекорд на Супертуре ИААФ в катарской Дохе — 7 м 02 см. Гроссмейстерский рубеж! Немногие атлетки могут похвастать тем, что улетали за семиметровую отметку. В активе Удмуртовой такой прыжок есть, и сейчас она согласно рейтингу ИААФ от 20 ноября занимает 95-е место.
Встретились мы с Оксаной после утренней тренировки, которую она проводила в манеже Волгоградской физкультурной академии, студенткой которой никогда не являлась, ведь окончила Удмуртский государственный университет.
— Оксана, а когда же вы в Волгоград переехали?
— В декабре 2003 года. Побывала здесь на сборах, познакомилась с Татьяной Лебедевой и её тренером Вячеславом Александровичем Догонкиным, он мне не отказал в помощи и взял в свою группу, так я осталась в Волгограде. Только летом съездила в Ижевск, чтобы диплом защитить.
— В родном крае не обиделись, что решили сменить прописку?
— Я не полностью обрубила все хвосты, а оставила параллельный зачёт. Но затем обстоятельства вынудили меня выбирать, и выбор я сделала в пользу Волгограда. Ведь в Удмуртии нет такого уважения и почёта к спорту, как здесь. Люди в республике крепкие, здоровые, но власти на спорт не обращают никакого внимания, хотя раньше были сильно развиты лёгкая атлетика, хоккей, баскетбол, гандбол, команды выступали в суперлигах. Сейчас, к сожалению, ничего не осталось, только пара человек в зимних видах держатся. Кто смог — убежал, как я.
— Родственники остались в Удмуртии?
— Только мама там живёт. Остальных по России раскидало. Видимся раз в год, но созваниваемся постоянно. В Волгоград ко мне мама приезжала лишь однажды. Она работает преподавателем, до выхода на пенсию не так много осталось, если потом решит ко мне переехать, я только «за».
— А как вы решили бытовые условия в Волгограде?
— Сначала было очень нелегко, но Вячеслав Догонкин помог нам с мужем устроиться в общежитии. Это решило сразу кучу проблем, потому что хоть появилась крыша над головой. В общежитии были очень хорошие условия, но всё равно мечтали о собственном жилье и не так давно приобрели квартиру в Краснооктябрьском районе.
— К новому месту жительства долго привыкали?
— Да. Первое, что мы с мужем сделали, купили карту. Очень поразило, что город расположен вдоль Волги и длинный, как кишка. Потом узнали, что Волгоград почти 100 км длиной! Смотрели по карте разные районы, а затем садились в машину и ездили по первой, второй продольным, изучали все маршруты. Город очень зелёный, много интересной растительности, есть кипарисы, которые у нас не растут. Конечно, леса в Удмуртии гораздо богаче: ели, сосны, пихты, лиственные деревья с великолепной кроной, берёзы красивые.
— За рулём во время путешествий по Волгограду сами были?
— Нет, муж. Я вот только сейчас начала учиться вождению. Посещаю уроки в Краснооктябрьском районе, уже прошло три занятия. По городу хорошо езжу, а манёвры пока не удаются. От теории меня освободили, правила учу дома, а то некогда ходить на занятия, ведь по 8-10 тренировок в неделю, и когда всё успевать?
— Как с мужем познакомились?
— В Ижевске, где я училась. Уже семь лет вместе, правда, официально отношения не оформляли. Марат из Башкирии, раньше занимался профессиональным спортом.
— Легко супруг согласился на переезд?
— Думаю, ему сначала было страшновато, но надо было что-то менять. Пока молодые, сорваться с места проще, да и терять нечего. Решили попробовать, а вернуться всегда успеем. В Волгограде муж сменил профессию, работает в строительной фирме, заодно получает второе высшее образование в техническом университете.
— А вы не задумывались о втором высшем?
— Пока некогда, спорт занимает много времени. Я не стремлюсь за новой корочкой, а хочу получить знания.
— 2007 год для спортсменов очень ответственный, предолимпийский, какие на него планы?
— Зимний сезон пропускаю. Надо отдохнуть, подготовиться к летнему чемпионату мира. Я как переехала в Волгоград, зиму и лето не пропускала ещё ни разу, сначала дела не очень хорошо складывались. Пока есть возможность, надо отдохнуть. Для того, чтобы распределять силы на весь сезон, у меня ещё недостаточно опыта.
— Что сказал вам Догонкин при первой встрече и что он говорит сейчас? Взаимоотношения с тренером менялись?
— У нас отличные отношения и взаимопонимание с Вячеславом Александровичем. Все в группе его уважают и очень ценят, он нам как отец.
— А кто является вашим менеджером?
— Айвар Каротамм. У нас с Татьяной Лебедевой один менеджер, и экипируемся мы в одной фирме.
— Лебедева признанный лидер. Она вам помогает?
— Безусловно! Я очень рада, что у нас в группе есть такой человек, на которого можно равняться, учиться у неё. Да и в процессе соревнований Татьяна может что-то подсказать. Для меня намного проще, если мы обе в секторе. Она как старшая сестра, которая может помочь.
— Но бывают моменты, что вы выигрываете у Лебедевой…
— На соревнования все выходят бороться, личные отношения остаются за пределами сектора.
— Сейчас в длине среди россиянок очень большая конкуренция: Татьяна Лебедева, Татьяна Котова, Людмила Колчанова, вы, четыре спортсменки, которые прыгают за 7 метров. Такое соперничество помогает развиваться?
— Да, уровень прыгуний в длину очень вырос. Бывают периоды, когда, например, после Олимпиады ведущие спортсменки отдыхают, а подрастающее поколение, как я, потихонечку тренируется, растёт. Каждый год появляются новые имена. У Котовой в этом году были не очень хорошие результаты, но её со счетов сбрасывать не стоит, потому что она самая старшая и опытная.
— Как к вам относятся коллеги по цеху?
— С Людмилой Колчановой мы не общаемся, не знаю почему, может, у неё характер замкнутый? А с другими девчонками: Татьяной Лебедевой, Татьяной Котовой, Ириной Симагиной и другими ведущими спортсменками в прыжках в длину и тройным, — дружим, весело проводим время вместе, нет никакого отчуждения.
— С Симагиной вы одногодки. Несколько лет назад, разговаривая с вице-чемпионкой Европы по прыжкам в длину Ольгой Рублёвой, мы попросили назвать её, кого она видит преемницами своего вида спорта, она указала на Симагину, правда, добавив при этом, что Ирина очень нестабильна. Фамилия Удмуртовой тогда не звучала. Какие достижения у вас были на юношеском уровне?
— Я входила в тройку лучших в России по юношам, затем и по юниорам. По молодёжи уже второе место занимала, а Симагина первое. А в 2003 году, когда решила сменить тренера и перешла к Догонкину, начали расти результаты.
— Как вообще лёгкой атлетикой увлеклись?
— ;Семья у меня спортивная, все имеют разряды. Мама гимнастка, папа легкоатлет, а брат баскетболист. С детства потихонечку занималась гимнастикой, игровыми видами спорта, даже лыжи были, потому что на Урале снега много и морозы покрепче, чем здесь. Со временем начала и лёгкой атлетикой заниматься: бегать, прыгать, на это обратили внимание родители и тренеры, к классу девятому я стала выступать на соревнованиях. Потом защищала честь института, а профессиональный спорт начался именно в Волгограде.
— Где легче выступать — на коммерческих или официальных турнирах?
— Для меня, конечно, легче коммерческие старты. Выступая на них, отвечаешь только за себя, а когда за сборную, то тут надо отстаивать честь страны.
— В этом году вам представилась возможность защищать честь страны на чемпионате Европы.
— ;Там я выступила неудачно. Ехала в Гётеборг с надеждой завоевать золотую медаль, но фортуна оказалась не на моей стороне, в тот день у меня совершенно ничего не получалось, я ничего не могла с собой поделать, как-то перестроиться. Даже думала, быстрей бы всё закончилось, чтобы уйти оттуда. Не повезло на чемпионате с погодой, но плохая погода — это не оправдание, если спортсмен подготовлен и у него определённое состояние души, то он в любых условиях может выступать.
— Как настраиваетесь перед стартом? И как переживаете в случае неудачи?
— Первый старт у всех бывает волнительным, потому что не знаешь, кто как готов и как выступишь сегодня. Со временем всё происходит на автомате. Я переживаю, если что-то не получается, очень хочешь изменить, а не можешь.
На этом разговор подошёл к концу, так как Оксане пора было убегать на уроки вождения. Оставалось лишь пожелать спортсменке, чтобы всё у неё получалось и она всегда была в силах изменить обстоятельства. Думается, у этой целеустремлённой девушки всё получится.