Таких музыкантов, как Александр Градский, в Волгограде ждут с нетерпением. В данном случае ожидание затянулось на 18 лет, поэтому не мудрено, что в минувшую среду в Театре эстрады был аншлаг. Единственное, что могло помешать состояться празднику состояться - это жара. Однако мэтр не растерялся и, сменив костюм на джинсы и лёгкую рубашку, попросил открыть двери... Программа, обозначенная как «От Верди до блюза», полностью оправдала своё название: продемонстрировав свои прекрасные вокальные данные и технику в исполнении классических произведений, Александр взял в руки гитару, заставляя зрителей сопереживать, грустить и смеяться вместе с музыкой...
После концерта спешивший на трансляцию футбольного матча Градский согласился уделить 10 минут для общения с журналистами, не подозревая, что так просто они его не отпустят, и пройдёт в три раза больше времени, прежде чем ему удастся от них вырваться...
-Александр, вы предрекали провал Натальи Подольской...
-Не провал, а 15-е место, которое она и заняла. Сразу скажу, что я ни с кем не договаривался (смеётся).
-А в чём, по-вашему, проблема Наташи?
-Об этом я говорил ещё на программе «5 вечеров» - поёт она фальшиво. А Европа, которая смотрит концерт по телевидению в прямом эфире, сразу чувствует фальшь. Эти люди очень хорошо слышат, учатся в музыкальных школах, а в обычных школах учатся хоровому пению и игре на музыкальных инструментах, а потому за верству видят человека, не умеющего петь вживую.
-Значит, дело в неумении петь вживую?
-Конечно. У нас за последние 10 лет людей приучили к фонограммному пению и работе под фонограмму. А когда артист просто открывает рот на концерте - практики у него не достаёт. Вот теперь мы пожинаем плоды этого... И пока не найдём нормального исполнителя - никакого места не будет.
-На днях депутат Слиска предложила принять закон о запрете исполнения под фонограмму...
-С одной стороны, я обеими руками за это, а с другой - понимаю, что всё, что принимают наши депутаты, - полное дерьмо. Нет ни одного принятого ими закона, который был бы в интересах страны или хотя бы здравого смысла. У них всё начинается за здравие, а кончается заупокой. Принимают закон о фонограмме, а примут какую-нибудь гадость - зато останется время подумать о положении руля у автомобиля... Чушью собачьей какой-то занимаются.
-И это положение вещей, получается, совсем никак нельзя изменить?
-У нас просто нет того, что называется общественным мнением, мнением музыкальной среды. В другой стране люди давно бы опустили исполнителя, поющего под фонограмму, в лужу, и никогда не стали бы покупать билеты на его концерты. Мы же своим молчанием позволяем музыкантам халтурить, не до конца отрабатывать свои гонорары. Ну не можете вы делать хорошую музыку - пойти хотя бы в «минус».
-И всё-таки «Евровидение» - политический конкурс...
-Понимаете, вышла страшная тётка, открыла рот, запела, как богиня - и получила вторую премию, хоть она и не гречанка (за которую голосуют румыны, болгары и ещё чёрт знает кто), а мальтийка. Казалось бы: по ТВ она вообще никак должна смотреться, тем не менее Россия дала ей 12 очков. А значит, нам понравилось, значит у нас понимают, что хорошо, а что плохо. И как нас ни дурят, мы всё равно отдаём первое место тем, кто хорошо поёт.
-Не любите вы телевидение...
-Да нет, мне просто не нравятся их большие амбиции. Сидишь, делаешь го...но - так не стесняйся говорить, что делаешь именно его. Был такой журнал - «Хастлер», жёсткое, дикое порно. Его продюсер всегда смело заявлял: «Да, вот такой я плохой, делаю бульварщину». И никогда не прикрывался какими-то идеями и целями. А у нас телевидение играет в каких-то супергероев, а занимается откровенным дерьмом.
-А кого бы вы отправили на следующий год на Евровидение?
-Я бы отправил на следующий год само Евровидение - и не мучился бы больше на эту тему.
-Что, неужели в России совсем нет талантов?
-Конечно, есть. Просто вам показывают по ТВ нескольких человек, и вы вынуждены выбирать из тех, кого вам показали. Поэтому я и говорю, что выбирать некого. Пусть мне покажут действительно достойных - тогда я выберу. Есть ведь у нас в стране нормальные мужики - умные, порядочные, толковые - другое дело, что по ТВ показывают придурков, которые плюются слюной и бьют женщин. Не обязательно им быть грамотными, ответственными... Грамотный и ответственный у нас Путин, а все остальные - это просто кошмар. Был бы я женщиной, никому бы из нех не дал.
-Получается, что их первая задача - загнать народ в стадо?
-Конечно. Они хотят создать этакую толпу без мозгов и управлять ей, как в «The Wall» («Стена», фильм группы «Pink Floyd»). Другое дело, что делается всё это людьми не очень умными. Они не понимают, что кончится всё тем, что им дадут по башке. А ведь так уже было! Хорошо, что у нас нация живучая, её как ни колоти - всё переживёт.
-Откуда у вас такой негатив к русскому року?
-Ну почему, у меня нет негатива. Просто русского рока как такового нет. Вы называете роком тот блатняк, который они поют? Это хорошие стихи, хорошая музыка? Я бы так не сказал... Скорее всего это просто музыка общения, роль которой раньше выполняла авторская песня. Если на то пошло, то давайте отправим какую-нибудь группу на Запад, на профессиональное выступление. И что они там будут делать на сцене? Облажаются не хуже Подольской!
-А отдельные исполнители?
-Ну есть Андрюша Макаревич - это своеобразная группа, у неё свой репертуар, свои хиты, свои поклонники. Они не принадлежат ни к каким направлениям, это просто коллектив, у которого есть своё «я». Есть ещё «Аквариум», ещё кто-то.
-Вы говорили, что любите футбол. Слышали о нашей команде «Rotor»?
-Да нет, я люблю смотреть футбол, но уже давно не играл. Знаю, что Ротор вылетел из высшей лиги. Жалко, по-моему, неплохая была команда.
Вообще в Волгограде много хороших спортсменов. Исинбаева, Лебедева... Павлюченко сейчас за «Спартак» играет Есипов за «Сатурн»...
-А что по-вашему случилось с клубом?
-Сегодня проблемы не только у «Ротора», у «Алании» они были, у «Крыльев Советов». Сейчас без денег ничего не получается, хотя те же самые деньги надо уметь тратить правильно - покупать хороших игроков, грамотно выстраивать работу. И ни в коем случае нельзя влезать в долги. Любой человек, влезающий в долги - дурак.
-Сегодня футбол собираетесь смотреть (речь идёт о финале Лиги Чемпионов, матче «Милан»-«Ливерпуль» - Прим. автора)?
-Не просто собираюсь, я его посмотрю. Жаль только, что я не смогу поехать в какой-нибудь спорт-бар, потому что всё это предполагает пиво и веселье, а у меня завтра концерт...
-Что для вас является лучшим отдыхом для души - музыка, кино, литература?
-Скажу вам честно - у меня нет такого понятия. Чаще всего я беру фильм и оцениваю его как профессиональную работу.
Взять хотя бы эпизод III «Звёздных войн»: я понимаю, что это детская сказка и так или иначе мне должно быть смешно. Но с другой стороны - всё это здорово сделано...
-Неужели у вас никогда не бывает потрясений из-за сильного фильма, великолепной музыки?
-Почему? Я был потрясён, когда слушал, как Третьяков и Башмет играют двойной концерт Моцарта. Также мне понравилось выступление Джефферсона.
-А что вы можете посоветовать молодёжи, которая слушает немного «не ту» музыку?
-Прежде всего быть пытливее. Встать с кровати, оторвать от неё одно место - и начать интересоваться. Не надо думать, что к тебе домой ТВ-программа или знакомые принесут что-то настоящее. Сегодня молодёжь немного обленилась, она удивляется большому количеству информации, не понимая, что эта информация дозирована и из неё намеренно исключают то, что необходимо для развития - и конкурентноспособности.
-Вы говорите как Тальков...
-Да это он говорил так же, как я. Вообще я к Талькову отношусь не слишком терпимо, просто о мёртвых у нас плохо не говорят... И я ведь начал говорить лет за 20 до него. И вот видите - выжил, стою перед вами. А чего бояться?
После этого вопроса Градскому, наконец, удалось прорваться через журналистов, и он, попрощавшись, поспешил на уже начавшуюся трансляцию матча. А журналисты ещё долго переговаривались между собой, и ключевой в их разговорах была фраза: «Хоть кто-то не боится правду говорить!»