Как принято последнее время в голливудском кино, в сценариях новых фильмов смешивают останки прошлых. Не исключением стала и новая лента «Фантом» в которой смешались сюжеты «Сталкера», «Войны миров» и других фильмов про инопланетян и зоны бедствий. Ради особой реалистичности ленту сразу решено было преподать в 3D-формате. Забавная тенденция – заинтересовывать зрителя не сюжетом а 3D, 4D или 5D-эффектами. Такие фильмы не приносят уму никакого удовлетворения, зато хорошо утруждают глаза.
Фильм начинается с приезда американских товарищей в столицу России Москву. Расслабленные и оптимистичные, два товарища Люк (Эмиль Хирш) и Бен (Макс Мингелла) приехали сюда по делу и, как оказалось, зря. Им не пришлось заниматься бизнесом, не вышло и отдохнуть, как следует. Стоило им только появиться в клубе, как по всей Москве начали происходить загадочные вещи...
Откуда-то с неба, из полной темноты спустились на землю сгустки светящейся материи. Зрелище, конечно, захватывающее и как раз для 3D-эффекта. Никто из толпы, собравшейся вокруг, не решился приблизиться к ним. И только бравый «дядя Степа полиционер», робко вытянув дубинку, коснулся невиданного объекта и даже пожалеть об этом не успел, потому что тут же сгорел в пепел. Понятное дело, что людей мгновенно обуяла паника. В рассыпную, сбивая всех на своем пути, толпа побежала прочь от загадочного источника опасности. В заварушку попали и наши герои. Паника не позволила коллективному американскому разуму погибнуть, а напротив сплотила их в бегстве от опасности. И вот их уже пятеро: два товарища, две подружки-соотечественницы Натали (Оливия Тирлби) и Энн (Рэйчел Тейлор) и безумный американский паникер Скайлер (Йоэль Чиннаман). Вот последнего хотелось убить уже с первых минут показа, потому что столь шаблонное киношное поведение вызывает раздражение.
Весь фильм – это гонка за выживание. Таинственные сгустки убийственной энергии ни что иное, как инопланетный разум. Невидимые глазу, они способны вычислять людей своими сенсорами, реагирующими на энергию человеческого биополя, и в такой ситуации у живых существ практически нету шансов выжить. Спасают только стекла и металл, за которыми можно спрятаться. Главная пятерка персонажей придумывает, как обнаружить пришельцев с помощью лампочек. Дело в том, что инопланетяне, несмотря на свои технологии, видимо, совсем не обладают человеческой предусмотрительностью. Обесточив весь мир, они сами явились источником электричества, и, соответственно, все приборы вокруг способны выдавать их присутствие, начиная включаться.
По всей видимости, авторы фильма поставили человека выше неземного разума, сделав из инопланетян сильных, но очень глупых существ. И, как становится понятно в процессе просмотра, это не единственный пафосный момент в ленте. Взять к примеру русских. Выжившие наши сограждане, облачившись в микросхемы и дверцы автомобилей, находят способ, как сражаться с неведомой силой. Вот он пытливый русский ум. И что бы делали американцы, с их примитивным по фильму мышлением, без русских? Скорее всего, сгорели б так же, как остальные. Гоша Куценко на бравом зашитом в металл коне ни что иное, как образец патриотизма русских, в гипертрофируемой до пафоса форме. Вообще русские в картине показаны умнее американцев. Если сравнить девушку Вику (Вероника Вернадская) и, например, Натали, то вторая отличилась особой истеричностью, первая же, находясь в одинаковых с ней условиях, показана сообразительной и находчивой. Изобретатель Сергей (Дато Бахтадзе) настоящий образец русского увлеченного ученого, хотя слегка сумасшедшего.
Что касается игры актеров, то ее тут не было практически вовсе. То ли дело в шаблонно скроенных характерах, то ли в самих актерах, но персонажи получились наигранно эмоциональные, а типичное поведение героев фильмов-катастроф смотрелось скучно и местами даже раздражало. Финальная сцена вызвала и вовсе отвращение зала. Всем приевшийся хэппи-энд грозил закончиться финальным поцелуем главных героев. И, видимо, предвидя реакцию зала, киношники вовремя пресекли эту сцену.
На что в фильме стоит смотреть, так это на абсолютно пустую Москву. Всем известные достопримечательности тут показаны в полной тишине, темноте, присыпанные пеплом, и только ветер ходит мимо. Спецэффекты тоже смотрятся достойно, и тут только они и развлекают зрителя, потому что сюжет не в новинку, характеры стандартны, а накалы моментов достигаются лишь эффектами внезапности. Музыка в фильме вряд ли запомнится зрителям, а, может, ее и не было там вовсе?
Оценка фильма: 4 из 10
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема»