Священная жертва
Кристофер Нолан выпустил новый фильм про Бэтмена. И это редкий случай, когда кинолента про героя комиксов смотрится как настоящая драматическая картина. Если все недоумевали, зачем перезапустили «Человека-паука», то с человеком-летучей мышью таких вопросов не возникает. Фильмы Нолана стоят на пару порядков выше первых трех «Бэтменов». Причем, здесь заслуга не компьютерщиков, которые обеспечили более современные спецэффекты. В первую очередь, новая трилогия отличается добротным сценарием. Никаких тебе безумных пингвинов. Нолан явно видит свою аудиторию шире, чем выпускники детского сада.
Но все же почему выбор продюсеров падает то на Бэтмена, то на Человека-паука, то на Зорро? Обществу нужны герои. Если в прошлые века были национальные типажи, характерные для определенной страны и эпохи («герой нашего времени» Лермонтова, «сын века» де Мюссе), то сегодня идет глобализация ценностей и образцов для подражания. Поэтому так популярны персонажи, борющиеся со злом, но скрывающие свою личность.
Нахождение генезиса тайных мстителей массовой культуры – это тема солидной научной работы. Мы же не располагаем таким временем и читательским терпением, поэтому ограничимся лишь некоторыми предположениями. Не поискать ли корни в литературных мистификациях? Ведь кем представляются спасители человечества в обычной жизни? Обычно это тихие интеллигенты, неудачники типа Новосельцева из «Служебного романа». Иногда они обладают миллионным состоянием, но при этом всячески скрывают благородные движения души. Галерея довольно представительная: от Диего де ла Веги (Зорро) до Кряка Лапчатого (Черный Плащ). Для некоторых их вторая (героическая) жизнь – это преодоление надоевших комплексов, для других – это основная часть натуры, поэтому в своей прилюдной жизни они намеренно прибедняются.
Многие писатели по разным причинам скрывались под псевдонимами. Для кого-то это был вопрос безопасности, для кого-то – престижа (не всегда и не везде литературный труд был в почете), для кого-то – это игра. Например, Серебряный век всколыхнула загадочная поэтесса Черубина де Габриак. Ее обсуждали, в нее влюблялись, но никто ее не видел. А это была шутка, мистификация, в которой участвовал Максимилиан Волошин. А за Черубину писала стихи Елизавета Дмитриева – некрасивая хромоножка. И для нее в этой литературной игре и была жизнь. Пусть только на бумаге, но она была прекрасной женщиной, которой грезил поэтический Петербург.
Творчество, честное служение музам – это героизм, не вставая из-за стола. Пушкин довольно точно сформулировал сущность такой двойной жизни:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Выставка героев
Итак, что же объединяет всех этих народных мстителей, сошедших со страниц комиксов на мерцающие экраны кинозалов? Попробуем составить обобщенный портрет. Изо всех правил есть исключения, но характерные признаки несомненны. Вообще все подобные персонажи в масках делятся на супергероев и на людей (или животных) с обычными способностями. Вторые отсутствие сверхвозможностей компенсируют, как правило, техническими наворотами.
Наши герои обычно одиноки. Нередко объекты их любви восторгаются их альтер-эго, но на самих их внимания не обращают. Порой возлюбленные оказываются посвящены в тайну личности, но чаще все же остаются в неведении.
Иногда у героев есть помощник, который помогает в техническом оснащении, хотя сам и не принимает участия в подвигах. Впрочем, случается сотрудничество и более тесное, когда помощник становится напарником в похождениях.
Герою полагается не только маска, но и костюм. Либо просто для сокрытия личности, либо наряд обладает какими-то боевыми функциями.
Ну и как же без средства передвижения? Конечно, можно; некоторые обходятся. Но вообще это не обязательный, но очень полезный атрибут настоящего героя. Иногда он совпадает с костюмчиком.
Зорро
Настоящее имя: Диего де ла Вега.
Костюм: весь в черном, от шляпы до сапог, на лице маска.
Оружие: рапира, кнут.
Транспорт: конь Торнадо.
Помощник: его слуга, иногда глухонемой.
Диего богатый дворянин, живущий в испанской колонии в Америке. Впервые появился в книге «Проклятие Капистрано» Джонстона Маккалли в 1919 году. Его знак Z – один из самых узнаваемых символов в массовой культуре. Образ Зорро восходит к народным заступникам типа Робина Гуда или Дубровского. Популярности героя способствовали такие красавцы-мужчины, как Ален Делон и Антонио Бандерас.
Мистер Икс
Настоящее имя: Федор Палинский.
Костюм: черный цирковой и черная маска.
Вообще-то Икс не является борцом с преступностью, но не включить в этот перечень его было нельзя. Во-первых, он единственный, кто представляет высокое искусство (появился в 1926 году в оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка»); во-вторых, он также единственный россиянин (хотя можно еще и волгоградку Наташу Романову вспомнить, но она не скрывает личности: Черная Вдова – это просто кличка); в-третьих, его классический образ, наверняка, косвенно повлиял на кого-то из авторов других героев.
Черепашки-ниндзя
Имена: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло.
Костюмы: соответственно синяя, красная, оранжевая и фиолетовая маски-повязки, а также пояса с литерными пряжками.
Оружие: соответственно мечи, трезубцы-сай, нунчаки и шест.
Помощники: журналистка Эйприл О’Нил, любитель спорта Кейси Джонс.
Художники Кевин Истмэн и Питер Лэрд нарисовали человекообразных черепах в 1984 году. Здесь мы опять же сталкиваемся с нетипичным примером. Черепашки скрываются от людей, но не имеют респектабельной личины. Они появляются на поверхности Нью-Йорка только в плащах и надвинутых на глазах шляпах. Впрочем, если дело доходит до драки, то тут уж не до инкогнито. И все равно про них давно знает весь мир.
Железный человек
Настоящее имя: Тони Старк
Костюм: красно-золотые доспехи, нашпигованные электроникой. На груди светящаяся круглая хрень.
Оружие: см. костюм.
Транспорт: см. оружие.
Помощник: незаменимая управляющая всеми делами Пеппер Поттс.
Персонаж комиксов Marvel. По совместительству миллиардер и технический гений. Тоже несколько выбивается из общего ряда: он не скрывает тождество Тони Старка и Железного человека, а наоборот – гордится этим. Известен с 1963 года.
Человек-паук
Настоящее имя: Питер Паркер.
Костюм: красно-синий, закрывающий все тело, на груди эмблема паука.
Оружие: пускает паутину из рук.
Питер работает фотографом в самом супергеройском городе мира: Нью-Йорке. Его укусил радиоактивный паучок, и Паркер мутировал, с тоски на стену полез – в прямом смысле. Первый комикс о Человеке-пауке появился в 1962 году. В фильмографии есть даже эпизод где хороший Человек-паук борется с плохим. Это называется мотивом двойничества.
Маска
Настоящее имя: Стэнли Ипкисс.
Костюм: ярко-желтая двойка появляется на герое, когда он надевает зеленую маску.
Помощник: пес Майло.
Стэнли служит в банке города Эдж-Сити. Он нашел маску скандинавского бога Локки. Она наделила его невероятными способностями мультипликационного героя. Сложно придумать, чего бы не умел обладатель этой маски.
Супермен
Настоящее имя: Кал-Эл, но усыновители назвали его Кларком Кентом.
Костюм: синее трико с буквой S на груди, за спиной красный плащ.
Оружие: ему-то оно зачем?
Тихий «офисный планктон» Кларк ничем не выделяется среди остальных жителей Смолвилля. Вообще-то его приключения довольно скучны – ну чего ему бояться? Пули от Супермена отскакивают, ракеты плющатся о его лоб. В общем, обычный парень из американской глубинки.
Супербой
Настоящее имя: Кон-Эл, на Земле известен как Коннер Кент.
Костюм: см. костюм Супермена.
Клон Супермена – во всех смыслах: как по сценарию, так и по самой идее. Едва ли можно считать его самостоятельным персонажем. Просто упомянем его, чтобы не вспоминать еще про всяких Супергёл (есть и такая). Умеет то же, что и его генетический отец, но чуть-чуть слабее.
Черный Плащ
Настоящее имя: Кряк Лапчатый.
Костюм: шляпа, маска, плащ, мундир – причем, там разные оттенки фиолетового, а не черного.
Оружие: газовый пистолет.
Транспорт: самолет.
Помощник: Зигзаг Маккряк.
«А ну-ка, от винта!» - эту фразу помнят все дети 90-х. Ее произносил «ужас, летящий на крыльях ночи». В мультсериале «Черный Плащ» было много пародийных моментов, которые российские ребята, конечно, не могли понять, но и без них смотрелось вполне интересно. У ЧП тоже есть двойник-негодяй – Антиплащ. А в обычной жизни Кряк отец-одиночка. Он воспитывает приемную дочь Гусену и ссорится с соседом. Но если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…
Уткоробот
Настоящее имя: Фэнтон Крякшелл.
Костюм: доспехи с невероятным количеством гаджетов, надеваются сами, по команде владельца.
Оружие: см. костюм.
Транспорт: см. оружие.
Попал в «Утиные истории» далеко не сразу, но занял там прочно свое место. Костюм Уткоробота – заветная мечта многих криминальных элементов, но пока он в надежных крыльях, Даксбург может спать спокойно.
Бэтмен
Настоящее имя: Брюс Уэйн.
Костюм: маска с острыми ушами, черный костюм с пуленепробиваемым плащом, на груди эмблема летучей мыши.
Оружие: у него много всяких приспособлений, типа острых пластинок, вылетающих из рукава.
Транспорт: бэтмобиль.
Помощник: дворецкий Альфред.
Вымышленный город Готэм имеет своего вымышленного покровителя. Миллиардер Брюс нарядился летучей мышью и ловит проходимцев. В его компании есть целый ряд «дочерних» героев: Женщина-кошка (хотя там она чаще ведет себя по-злодейски), Робин и другие. Бэтмен родился на страницах комикса в 1939 году.
Всех «маскированных» героев не перечислить. За рамками обзора остались Фантом, Хи-Мэн, Шира и другие вполне достойные личности. Перейдем же, собственно, к Ватману… тьфу, к Бэтмену (Batman).
Бэтмен навсегда
«Бэтмен: возвращение легенды» попал в новости еще до премьеры в России. Виной тому теракт в Америке. Удивительно, но фильм, в котором провозглашается победа добра над злом, подтолкнул человека с детективной фамилией Холмс к массовой бойне. Видимо, зло захотело взять реванш. Разговоры брюзжащих пенсионеров, что «понасмотрятся боевиков», а потом хватаются за пистолеты, оставим завсегдатаям лавочек. В конце концов, «В бой идут одни старики» или «Белое солнце пустыни» это тоже боевики. Жанровые границы достаточно широки.
К сожалению, картина, заявленная как завершение трилогии, получилась несколько слабее второй части – «Темного рыцаря». Но Нолан все равно держит марку – история комикса выходит из плоскости: герои становятся более объемными, психологически достоверными. Иногда даже перестаешь обращать внимание на нелепый по дизайну наряд Бэтмена.
Новый кинокомикс в очередной раз продемонстрировал слепую веру американцев в русский интеллект. Супербомбу изобрел профессор Леонид Павлов, а злодей Бэйн захватил его в плен, заставил запустить механизм и убил. Готэм снова в опасности. Брюсу Уэйну пора тряхнуть стариной.
Большинство зрителей этой картины придут посмотреть на трюки и спецэффекты. И разочарованы не будут. Но зрелищные бабахи и тарарахи умеют сегодня делать в Голливуде почти все. В принципе ничего необычного Нолан не преподносит здесь. Больше порадовал композитор Хэнс Зиммер – он часто сочиняет «звуковые дорожки» к фильмам. Сегодня его можно поздравить – получилась не саундтрек, а вполне себе композиция маршевого характера.
Главный недостаток фильмов про супергероев – ты не веришь, что все может кончиться плохо. Приучен. Хотя в прошлой части режиссер все же сделал довольно мрачный финал. Но тут же, типа, finita целой трилогии. Поэтому все будет традиционно и предсказуемо. Впрочем, Нолан ведь понимает, что будут и новые экранизации. Поэтому оставляет намек на то, что Уэйн может уйти на покой, а его место займет молодой полицейский, выбросивший свой значок. Хотя по комплекции парень больше на Робина смахивает. Не тянет он на угрюмца Бэтмена.
Тем интереснее, что готовит Нолан нам в будущем. Если продолжит работать над ремейками, то почему бы ему не замахнуться, например, на трансформеров? Мистер Бэй, снявший три фильма про превращающихся роботов, задал нелегкую задачку: можно ли сделать кино про автоботов и десептиконов так, чтобы в нем был смысл. Бэй не заморачивался. Но ведь и Тим Бертон с Джоэлом Шумахером, снимавшие «Бэтмена» два десятилетия назад, тоже не утруждались в этом отношении.
Оценка фильма: 7 из 10.
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».