Незабываемое представление состоялось в минувшую субботу в Центральном концертном зале. Народный артист России Гарри Гродберг дал очередной концерт органной музыки. В первом отделении прозвучали произведения великих итальянских композиторов, причём часть из произведений в Волгограде прозвучала впервые.
Второе отделение традиционно посвящено Баху. Знаменитая Токката и фуга ре минор хорошо известны слушателям, а для Гарри Гродберга это своеобразная визитная карточка.
Благодарная публика долго не отпускала Гарри Гродберга. Он с удовольствием принимал аплодисменты и жестом переадресовывал их к органу.
После концерта Гарри Яковлевич Гродберг немного пообщался с журналистами волгоградских изданий. Первый вопрос, котрый в общем-то и задал направленность беседы, касался технического состояния волгоградского органа.
— К сожалению, — сказал Гарри Гродберг — сейчас такая тенденция в мире, что органы чувствуют себя всё хуже и хуже. Это как живой организм, в нём всегда что-то происходит. И для нормальной работы нужен человек, который бы присматривал за инструментом, содержал его в порядке. За рубежом этим занимаются специальные сервисные компании, которые заключают договор на обслуживание. Это бизнес. И он не идёт на пользу органам — уход за таким сложным инструментом не должен становиться предметом торга.
Орган в вашем городе находится в очень хорошем состоянии. Я бы ему поставил «четыре» с плюсом. Это третий по величине орган в России, и мне очень приятно приезжать сюда и видеть этот инструмент в таком состоянии. В данных не самых совершенных акустических условиях инструмент звучит превосходно. На сегодняшний день лучшим среди установленных в концертных залах я считаю орган зала имени Чайковского в Москве. Секрет его превосходного звучания в том, что за инструментом следят два штатных настройщика и один электронщик. Орган — это целое предприятие, и оно нуждается в правильном управлении.
— Гарри Яковлевич, Вы часто гастролируете за рубежом. Есть ли разница между слушателями?
— Интерес к органной музыке во всём мире ослабевает. Это неброская, я бы даже сказал — интимная музыка. И я рад, что в Волгограде живо интересуются классикой. Сегодня я играл сложные произведения и чувствовал, что слушатели поняли эту музыку. Это очень приятно. Вам не стоит принижать себя — великий город, великий народ, перенёсший столько испытаний, умеющий сочувствовать и сопереживать — вы держите высокий культурный уровень. И я призываю вас любить классическую музыку, учить детей музыке и не сдавать свои позиции в этом плане.
— Вам приходилось участвовать в качестве члена жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге. Как часто такие конкурсы открывают новые имена?
— Конкурсов проводится миллион. Я был заместителем председателя жюри в Лейпциге. И могу сказать, что талантливая молодёжь у нас есть. Огорчает то, что сейчас стали более важными факторами внешние стороны воспроизведения, на них и делается основной упор. Не всегда чувствуется внутренний мир исполнителя. А это самое главное в исполнительском искусстве — отдать всего себя… Настоящий музыкант должен быть фанатом. К сожалению, такого отношения к музыке у наших исполнителей я не всегда вижу.
— Музыка — это Ваша жизнь. Бывали случаи, когда Вам музыка помогала в жизни?
— Постоянно. Я могу выйти на сцену когда болен. Но после концерта я даже не вспоминаю, что до этого плохо себя чувствовал. Орган лечит. Он даёт энергию. А музыка Баха — в особенности.
— Выходят ли у вас диски с записями концертов?
— Да. Их, кстати, трудно купить — давно уже всё распродано. Мы записывали концерты в Германии, и процесс этот очень сложный, так как орган очень сложно записывать — он в записи звучит совсем не так, как вживую. Потому не всегда есть возможность выпустить новый диск.
— Как часто Вы даёте концерты?
— Сейчас, конечно, меньше. Но достаточно для того, чтобы жить и получать удовлетворение от общения с музыкой и публикой.
— Есть ли у Вас ученики?
— Нет. Я не занимаюсь преподавательской деятельностью. Исполнительский труд настолько труден, что не оставляет времени для чего-то иного. Хотя, наверное, каждому человеку хочется иметь своих учеников. Но я себя считаю миссионером. Моя миссия — нести музыку, я это делаю уже много лет и хочется верить, что справляюсь с этим делом. Я выбрал свою стезю — служить великому искусству, потому что музыка возвышает людей, делает их лучше, чище, духовнее.
Гарри Яковлевич всегда выступает вместе со своей женой — Натальей Владимировной Гродберг. Она выполняет немаловажную роль помощника органиста.
— Наталья Владмировна, Ваш супруг может часами рассказывать о музыке, о том, как ухаживать за органом. А как ухаживать за самим органистом?
— Самым тщательным образом. Нужно следить за питанием, за какими-то рабочими моментами, за отдыхом…
— А как вы отдыхаете?
— Всегда вместе. В отдыхе мы себе не отказываем, так как это необходимо для дальнейшей творческой деятельности. Гарри Яковлевич часто страдает воспалением верхних дыхательных путей, особенно тяжело ему приходится после концертов, ведь во время игры он поёт — напрягает голосовые связки. И потому мы в основном проводим отпуск на Майорке — там сухой воздух, который очень полезен Гарри Яковлевичу.
— Как только я стал выездным, — вступил в беседу Гарри Гродберг, — так мы стали путешествовать. Для меня долго был закрыт мир за пределами Советского Союза. Боялись, что я уеду и не вернусь назад, тем более, что я свободно говорю по немецки — это мой родной язык, у меня были предложения работать в лучших консерваториях мира. Но я остался. Езжу за границу с концертами, на отдых. И всегда возвращаюсь. А вот те, кто так долго меня держал, сами сбежали из страны.
В последнее время мы часто стали бывать в Баден-Бадене. У нас там появились друзья, которые принимают радушно и отдыхать там просто замечательно. К тому же там проводятся ежедневно прекрасные концерты, я сам там выступал и очень доволен.
— Что бы Вы хотели пожелать волгоградцам?
— У вас очень красивый город. Очень образованные люди. Я хочу пожелать всегда оставаться патриотами своего города.