18 июня в ЦКЗ состоялся единственный концерт Национального филармонического оркестра под руководством известного скрипача и дирижёра Владимира Спивакова.
Удивительно. Прошёл всего только год, а Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова снова в Волгограде. Для тех, кто не удивился, скажем, что этот коллектив всего за три года жизни стал культурным символом страны. С первого сезона с ним работали величайшие артисты мира: Джесси Норман, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго. Неудивительно, что музыканты — желанные гости во всех уголках света. Оркестр объехал с концертами страны Европы, выступал в Японии. И всё же они в третий раз в Российском турне. Почему? В одном из интервью Владимир Спиваков сказал, что больше всего любит выступать в провинции, где публика искренняя и неизбалованная. «Гастроли по России, по её глубинке — это ни с чем не сравнимое счастье. Это крылья, которые помогают летать». Нынешнее турне (с 16 по 20 июня), охватывает крупнейшие города центральной России. На днях оркестр отметил свой 3-й день рождения. Этот тур и эти концерты — своеобразное подведение не глобальных, а «для себя» итогов.
Сделано за это время действительно много. Как это удалось?
Директор оркестра Георгий Агеев: С самого начала, ещё при создании оркестра, в него было вложено огромное количество любви и труда. Но всё же основной составляющей нашего успеха (извините за нескромность, но мы всё-таки коллектив успешный) являются нормальные, здоровые отношения в коллективе, которые были заложены при создании и которые, слава Богу, существуют и сейчас. Это видно даже по тому, как музыканты выходят на сцену, как они смотрят друг на друга, на художественного руководителя. Есть коллективы, где всё основано на подавлении, подчинении. У нас иной взгляд, мы считаем, что творчество рождается только в атмосфере любви.
Во-вторых, нам удалось собрать потрясающих профессионалов. Конечно, основную часть музыкантов нам предоставили Москва и Питер, но у нас есть артисты со всех уголков России. Одна скрипачка даже из Волгограда.
И третье, с оркестром очень много работает Владимир Теодорович. Казалось бы, это естественно, но у него есть чем заняться и помимо нас: международный благотворительный фонд, оркестр Виртуозы Москвы, Международный дом музыки, директором которого он с этого года является. Кроме того, маэстро является организатором и музыкальным руководителем тематического Кольмарского фестиваля во Франции, московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». Много и международных приглашений. И всё же примерно полгода он проводит с оркестром.
Работает Владимир Спиваков с молодыми дирижёрами. С 2004 года в оркестре есть группа стажёров в 17 человек. Это даёт возможность молодым музыкантам набираться опыта. Семь из 17 дебютировали с нашим оркестром на сцене Международного дома музыки.
И вот новый концерт и новая программа, как всегда продуманная и гармоничная. .В неё вошли произведения русской и зарубежной классики, известные практически каждому. Владимир Спиваков удивительным образом умеет совмещать стили и эпохи, каждый раз доказывая, что у музыки нет времени. Лирические арии из «Тоски» и «Богемы» Пуччини, «Отелло» Верди, «Цыганская песнь» Дворжака в первом отделении и яркие симфонические отрывки из произведений Прокофьева и Чайковского во втором. Вокальное соло заслуженной артистки Мариинского театра Татьяны Павловской и самого Владимира Спивакова, исполненное на скрипке Страдивари (подарок меценатов). Полный зал, аплодисменты стоя — очередной абсолютный успех.
Стоит добавить ещё одно: эмоциональность и искренность музыкантов, играющих программу далеко не в первый раз, но всегда с удовольствием. Это школа Владимира Теодоровича, для которого как и солиста, и дирижёра свойственны яркий артистизм и эмоциональной воздействие на слушателя. «Каждый концерт — это премьера». Это возможно только при очень большой любви к своему делу. О нём — о музыке и оркестре — с Владимиром Теодоровичем можно говорить очень много, но рамки пресс-конференции позволили задать только несколько вопросов.
- Как Вы налаживаете контакты с известными музыкантами?
— Я всегда, когда встречаюсь с какой-нибудь звездой, вспоминаю слова Бернстайна: «Ты знаешь, тебе будет трудно работать с середняками». С настоящими, большими артистами трудностей значительно меньше. Мы обычно думаем о звёздах, что они капризные. Это так с поп-звёздами, а люди классического направления всегда намного скромней. Конечно, и у них есть свои требования, которые надо понять. Например, с Джесси Норманн работать было непросто. Она — великий музыкант, который заканчивает свою карьеру, а такой человек чувствует себя неуютно, неуверенно. С певцами вообще особая работа — голос живёт сам по себе.
А сегодня мы работаем с замечательной артисткой Татьяной Павловской. И, пожалуй, это единственный случай, когда у артиста всё в гармонии: и голос, и душа, и мысли, и чувства, и скромность, и служение. Можно только мечтать о такой солистке.
- А с кем Вы планируете работать в ближайшем будущем?
— В ближайшее время у нас пройдёт Кольмарский фестиваль во Франции. Он уже 18-й по счёту и в этот раз посвящён пианисту Эмилю Гилельсу. Этот музыкант, на мой взгляд, незаслуженно забыт, в то время как его современник Святослав Рихтер заслужено признан. Это два гениальных музыканта, и хотелось бы, чтобы к ним было правильное отношение. На фестивале предстоят встречи с музыкальным пианистическим олимпом: Барри Далласом, Валерием Афанасьевым, Михаилом Рудь, Гришей Соколовым, Ольгой Керн и Денисом Мацуевым. Параллельно на фестивале будут проходить концерты камерно-симфонической музыки, чему я очень рад. Это возможность поработать с Национальным филармоническим оркестром.
- Как вы относитесь к компьютерной музыке?
— Любая музыка имеет право на существование. В компьтерной музыке тоже может быть что-то интересное, но что-то и исчезает, так как музыка и эти чёрные точки на нотном стане — это закодированные человеческие эмоции. Компьютер не может их дать, во всяком случае, пока.
- Часто посты министров по культуре занимают непрофессионалы, которые далеки от её проблем. Как с этим быть?
— О чём можно говорить, если у нас даже нет нормальных политических институтов, которые готовят профессиональных политиков… Например, в Америке в Гарварде есть курсы, которые направляют людей по их специализации. А у нас в большинстве случаев посты занимают люди, которые пришли из бизнеса и других сфер. Они иногда такое «лепят», что уши вянут. Так что это вопрос очень сложный, который я решить не могу.
- Как вы оцениваете роль провинциальных симфонических оркестров в развитии культуры? И что нужно, чтобы они были успешными?
— Я думаю, что это большое дело, когда в провинции есть симфонический оркестр — это говорит о культуре людей. А вот как он будет развиваться — это другой вопрос. Мы недавно были в Екатеринбурге, там губернатор возглавляет попечительский совет и уделяет оркестру очень большое внимание. Замечательно, когда поддержка есть на таком уровне. Поэтому Вам я хочу пожелать, чтобы у вас поменьше сажали и побольше субсидировали.
В заключение хотелось бы процитировать Леонарда Бернстайна — всемирно известного дирижёра, подарившего много лет назад маэстро свою дирижёрскую палочку, с которой Владимир Теодорович не расстаётся до сих пор: «Золотое сердце, золотые руки, золотая душа. Владимир Спиваков принадлежит музыкальному Олимпу».