12-й джазовый сезон закрылся в Волгограде на минувшей неделе совместным выступлением известного саксофониста нашего земляка Дениса Швытова и «Комбо-джаз-бэнда» Анатолия Воронова. Концерт полностью состоял из произведений и аранжировок Дениса. Зрители пришли в восторг не только от его динамичной музыки, но и от умения обращаться с разными инструментами. За время выступления Денис играл на на соло и альт-саксофонах, рояле и клавишных. А последняя в концерте композиция «Танец верблюдов» сопровождалась восточным танцем коллектива «Наиля», что привело зрителей в полный восторг.
Справка: Денис Швытов родился и вырос в Волгограде. Учился в музыкальной школе №1, потом в училище искусств, а ныне институте П.А. Серебрякова, в классах которых и написал свои первые музыкальные композиции. Начинал в Волгограде с работы в «Комбо-джаз-бэнде» Анатолия Воронова. Потом уехал в столицу, учился в Гнесинке, играл с ведущими биг-бэндами страны.
- Как давно и насколько вы в Волгограде?
— Я приехал около месяца назад. Сейчас в моей творческой жизни выдался свободный год. И хотя я в течение последних 13 лет путешествовал по всему миру, но образ родного города всё это время жил в моём сердце. Я рад, что этот год могу посвятить тому, чтобы поучаствовать в культурной жизни Волгограда — не успел сюда приехать, как через 2-3 дня здесь закипела работа! Я решил осуществить свою давнюю мечту — представить волгоградской публике свою авторскую программу. И всё сложилось таким образом, что это стало возможным. Зимой, когда я приезжал сюда с проектом «Босафилия», понял, что напрасно исключал Волгоград из своего гастрольного графика, здесь прекрасные музыканты. А идея последнего концерта родилась случайно: на дне рождения барабанщика Евгения Шишкина Анатолий Николаевич Воронов намекнул, что раз уж я в Волгограде, то мог бы и для его коллектива что-нибудь написать. А я сказал, что готов хоть целую программу. Вот и пришлось отвечать за свои слова. Две недели писал аранжировки, на каждую композицию уходило где-то по 15 часов…
— О проектах… А что сейчас с «Пернатым змеем»?
— «Пернатый змей» находится в состоянии боевой готовности. Все музыканты этого проекта сами по себе яркие личности, все занимаются своими проектами: я здесь, Антон Ревнюк в Москве. У него хорошая программа в духе английского поп-рока. Костя Гробатенко — наш пианист, работает в разных составах, занят гастролями. Сейчас мы все находимся даже не в творческом отпуске, а, скорее, в творческом поиске. Ну это обычное дело — раз в три года мы разбегаемся и делаем что-то своё.
— Вы играли в составе биг-бэндов Игоря бутмана и Олега Лундстрема. А почему возникла идея создать свой коллектив? Это что — стремление к лидерству?
— Создание своего коллектива было продиктовано желанием играть свою музыку. Просто я с детства пишу музыку, а услышать её в ансамбле можно было только организовав собственный проект и взяв на себя лидерские функции. Потому что если просто так вы приносите ноты, вам их так и сыграют — как бог на душу положит. Надо же всё объяснить…
— Для большинства людей музыка — это отдых, для вас же — работа… А как вы отдыхаете?
— Вообще я всю жизнь стремился, чтобы работа и была отдыхом, но в современном мире
так не получается, и музыкальный продукт надо делать таким, чтобы он захватывал
с первых аккордов.
— После многочасовых репетиций что хочется послушать тишину или какую-то музыку.
— По-разному бывает. А в плане музыки — у меня большая коллекция. Могу слушать Вэзари Порта, а через 5 минут Лэд Зеппелин или Пинк Флойд. Из джазовой музыки практически ничего не слушаю, потому что моя душа сейчас лежит к фьюжн и арт-року.
В общем-то проект, который мы сделали с Комбо-джаз-бэндом, носит отголоски этих стилей.
Это уже не джаз в чистом виде, а достаточно динамичная музыка.
— Что вдохновляет на написание музыки?
— Окружающий мир, как это ни странно. Когда я оказываюсь в настоящем моменте, когда перестаёт существовать прошлое и будущее, когда я вижу людей, которые улыбаются, деревья и цветы — я понимаю, что живу чудесном мире, это и вдохновляет. А ещё, пожалуй, собственная игра. Я добился того, чтобы она меня не удручала. Когда я беру в руки саксофон, то остановиться практически невозможно.
— А как получилось, что в музыкальной школе сначала вы занимались на скрипке, а потом перешли на саксофон?
— Смешная достаточно история. Скрипка мне, конечно, нравилась, но в детстве я не был таким трудоспособным. И мне не особо хотелось этим заниматься. Тем более, что в классе учился более способный мальчик, прекрасный скрипач Андрей Филиппов. Он настолько превосходил меня технически, что я с ужасом думал о том, сколько мне надо заниматься, чтобы играть также! Я неосознанно стал искать себе что-нибудь и в этот момент попал в руки гениальному пианисту и преподавателю Евгению Долгачёву. Он с первой же нашей встречи привил мне такую любовь к ритму и звуку, к чему-то такому, что называется драйв, что я понял, что должен выбрать себе какой-то джазовый инструмент.
— О чём вы мечтаете?
— С детства мечтаю сделать проект в духе самых последних шоу Пинк Флойд или Фила Коллинза — с большой сценой, декорациями, балетом. Хочу подарить миру идею русской мелодии, русского шоу!
— Я слышала, что осенью вы будете преподавать в Волгограде?
— Да. В институте искусств имени Серебрякова. Мы с его ректором Дмитрием Рафаэловичем Арутюновым задумали открыть эстрадное отделение. Сейчас расписывается график приезда столичных преподавателей, которые будут вести здесь различные мастер-классы, а я буду преподавать игру на саксофоне, джазовую гармонию и давать уроки импровизации.
Алексей Яшин.