Сегодня в Волгограде состоится концерт группы НА-НА. А на минувшей неделе в нашем городе побывал Барри Алибасов, который провёл встречу со студентами ВГПУ. По словам самого Барри Каримовича, такие визиты стали уже доброй традицией и каждый из городов, в котором выступает коллектив, сперва посещает он.
Почему я здесь? — с такого вопроса Бари Каримович начал общение с будущими педагогами. — Потому, что мы всегда в течение последних 20 лет, а группе НА-НА уже 20 лет, встречаемся с горожанами в том городе, куда приезжаем. Если бываем за границей, тоже встречаемся, только в основном молчим, так как не понимаем, чего они говорят. Зато мы обязательно поём какую-нибудь песню на местном языке, а это иногда бывают такие языки, о которых даже подумать страшно. Кстати, у нас в Таиланде, под покровительством Короля вышел целый альбом на тайском языке. Что касается нашего выступления, это очень интересная программа, яркая, зрелищная. Для мальчиков у нас в группе есть «Расиськи балет», в котором собраны самые красивые девушки Москвы. А для девочек новенькие нанайцы, так я называю Вову Политова и Славу Жеребкина, которые уже столько лет в группе НА-НА, но выглядят как новенькие. Всё. Пиар мой окончился. Спрашивайте, есть ли у вас ко мне вопросы, если нет — до свидания!
Оказалось, что вопросов у студентов было немало.
— Я знаю, что у вас в молодости была замечательная группа, называлась она «Интеграл»…
Бари Алибасов: Тебя тогда ещё не было!
— Я знаю, что меня ещё не было, но видео уже было.
Бари Алибасов: Парень обладает ложной информацией. Какое видео? Тогда за «Греческую смоковницу» в тюрьму сажали. А её можно было увидеть только на ленточных магнитофонах.
— Хорошо. Так вы планируете прощальные гастроли или новое возрождение?
Бари Алибасов: Ну, я не знаю, зачем тебе группа «Интеграл», мне она не нужна. Дело в том, что если речь идёт о музыке, которую играла эта группа, сейчас это делают лучше. Во вторых всем, в том числе и тебе, рекомендую: пожалуйста, ложась спать, ставьте перед собой цель, ну, например, встать первым и найти свои тапочки. Это минимум… По крайней мере, на другой день ставьте какую-то цель непременно, тогда жизнь приобретает смысл, тогда не нужен будильник. Вам не нужно будет ностальгировать, оглядываться назад и не понадобится пытаться восстанавливать группу «Интеграл», которая на сегодняшний день может быть только архаизмом и больше ни чем. У меня, если честно, вообще нет времени на то, чтобы ностальгировать. Я сплю два с половиной часа и не успеваю догнать завтрашний день, он улетает со страшной скоростью. Потому тратить время на восстановление группы «Интеграл», чтобы слезу пустить, как это было раньше, ну это просто, на мой взгляд, не адекватно, мягко говоря. Люди, у которых есть цель в жизни, не ностальгируют, они живут будущим, они не оглядываются всё время назад, вспоминая, как там было хорошо.
— В период своего «первого пришествия» на большую сцену группа НА-НА была явно попсовой и мальчуковой группой. А сейчас в репертуар добавились рок и джаз? С чем это связано?
Бари Алибасов: НА-НА никогда не была попсовой группой, попсовой была российская музыкальная индустрия. До 1998 года, когда в нашей стране разразился предыдущий кризис, каждая звукозаписывающая компания искала исполнителей, которые заполнили бы какую-то определённую нишу. Это называется деверсификация или нишевание. Так вот, исполнители, до 1998 года были диверсифицированы по жанрам. Так и нас засунули в определённую нишу, но мы всегда пели самую разную музыку — и рок, и джаз. И по сегодняшний день мы единственные в нашей стране, кто записал концерт духовной музыки а капелла. Мы делали всегда то, что нам интересно, но звукозаписывающие компании пиарили то, что востребовано, это их бизнес. Поэтому НА-НА сегодня стереотипно воспринимают так, как ты говоришь. На самом деле, НА-НА — это талантливейшие артисты, музыканты, исполнители. Я с ними работал всегда и буду работать, потому что я делаю это не за деньги, а ради удовольствия. По другому, без цели, я не представляю своей жизни. Если будет нужно, я отдам последнее, но сделаю то, что хочу. А самое большое наслаждение получаю, когда вижу как счастливы и ошарашены зрители, которые выходят после концерта НА-НА. Да, нам ещё платят деньги, но это, скорее, отходы производства. Платят, ну и хорошо, есть что вложить в следующие программы.
— Чего вы хотите добиться, проводя тур по городам России?
Бари Алибасов: У нас 20 лет одна и та же цель — чтобы зрителям, которые пришли на наш концерт, башку снесло и чтобы они были счастливы. И мы все 20 лет добиваемся этого. Мы побывали уже в 40 или 50 странах, везде одна и та же реакция, потому что группа НА-НА не поёт модную музыку. Модную музыку поют рабы — бедные, несчастные люди без своих мозгов, которые исполняют модный стиль. Мы же делаем то, что затрагивает эмоции, мы поём в разных жанрах, в разных стилях, но только то, что цепляет, трогает людей. Мы в своём творчестве обращаемся к эмоциям, поэтому, например, на нашем концерте бабка лет 75 как минимум колбасилась на спинках кресел, а внизу её пацаны поддерживали, чтобы она не шарахнулась. Люди заводятся и отдыхают, бабушка тоже отдохнула. Вот наша простая задача, поэтому нам легко за границей работать, потому что нам всё равно на каком языке петь.
— Бари Каримович, а что вам нравится в нашем городе?
Бари Алибасов: Я люблю Волгоград, потому что это был первый город, в который я приехал с гастролями в составе саратовской филармонии, где работал с 1976 года. Где бы я ещё увидел такую огромную Родину-мать? С тех пор Волгоград остаётся моей частью того, что вы называете «ностальгия». Но она возникает только тогда, когда я сюда приезжаю, я не сижу дома и не думаю про Родину-мать всё время. А в вашем городе получаю удовольствие.
— Здравствуйте, у меня к вам серьёзный вопрос…
Бари Алибасов: А до этого были не серьёзные?
— Ну, возможно. Хотелось бы вернуться к истории создания группы НА-НА. Как вообще возникла такая идея?
Бари Алибасов: Если бы ты знала… Я уже 20 лет отвечаю на этот вопрос и у меня уже рвотная реакция начинается, когда спрашивают, как возникла группа НА-НА. Объявили конкурс и создали. Я решил продемонстрировать, что такое профессиональное мастерство, вот я и сделал группу НА-НА. Всё.
— Действительно ли вы на недавнюю пресс-конференцию в Ярославле намеренно опоздали по просьбе организаторов, которые сочли, что настоящая звезда должна задерживаться?
Бари Алибасов: Это заблуждение, что надо вести себя так-то и сяк-то, чтобы произвести впечатление. На самом деле всё не так. Вот вы сейчас сидите во что-то одеты, вы же одеваетесь так не потому, что комфортно, а потому, что это какой-то бренд. На самом деле, на мой взгляд, довольно адекватно одевался, хотя его и воспринимали как сумасшедшего, Ганди, который в простыне и босиком приехал с официальным визитом приехал в Англию. У нас в семье было 8 человек, мы все штаны одни и те же носили, начиная от старшего брата и заканчивая младшим. И всё это адекватно было, а сейчас ради создания потребительского мышления уничтожается вся планета. К примеру, в одном только замке у известного предпринимателя 53 комнаты в которых живут несколько человек. Сколько нужно было уничтожить природных ресурсов для того, чтобы построить его… А зачем? Ведь человек счастлив не в этом. Я счастлив, когда вижу глаза зрителей после концерта и самый несчастный человек на яхте.
— Я хотела спросить, почему ваша группа называется именно НА-НА?
Бари Алибасов: Какой оригинальный вопрос. Я уже 20 лет на него отвечаю. Вообще, на-на, это первые звуки, которые произносит любой ребёнок независимо от национальности. Если такой вариант устроит, то я ответил. Я ещё могу 10 вариантов придумать…
— Вы, как самореализовавшийся человек, что нам порекомендуете на будущее? Чтобы зарплата в тысячах долларов исчислялась…
Бари Алибасов: В постановке вопроса уже кроется ответ — ты будешь нищим.
— Почему вы так думаете?
Бари Алибасов: Потому, что человек, ставящий перед собой цель сделать то, что он хочет, даже если за это не будут платить, обязательно будет зарабатывать. Если же человек будет ставить себе цель зарабатывать, то он всё время будет метаться, где-нибудь и повезёт, а потом будет облом. Я уже говорил, самое безбашенное и отмороженное двуногое существо — это человек. Вы можете себе представить, чтобы новорождённому жеребёнку или козлёнку заткнули рот соской? С рождения мы воспитываем урода, который знает только одну систему познания мира — подчинение. Поэтому до 20 лет тебя сюда пригнали родители, которые сказали: не хватает математиков, иди в математики, будешь зарабатывать. А выяснилось, что к тому времени, когда ты закончил институт, математики никому не нужны, всё, кончилось это. И начинается в 35 лет кризис среднего возраста — ах, я всю жизнь не тем занимался…
— Распространено мнение, что продюсер — это барин, который является менеджером, агентом, издателем для крепостного артиста. А кем вы себя считаете по отношению к своим коллективу НА-НА?
Бари Алибасов: Группе НА-НА 20 лет, половина группы до сих пор вместе. Двое ушли потому, что одного, Лёвкина, увела девушка, это как всегда бывает, а второй, Вова Асимов, ушёл после того, как мы вернулись из Калифорнии из-за того, что произошло большое несчастье, рухнула мировая музыкальная индустрия. Причиной этому стало то, что население планеты стало бесплатно скачивать музыку, а индустрия держалась на продаже дисков. Всё. Мы вынуждены были уехать. Хотя до того момента нашим продвижением в Калифорнии занимался самый главный человек в американском телевидении и музыкальной индустрии — Дик Кларк. Я собрал ребят и сказал, что поскольку у нас депресняк, надо что-то думать. Вова Асимов ушёл, у него уже были сольные альбомы и концерты в Москве. Слава Жеребкин и Вова Политов остались. Вообще, я никогда никому не запрещал заниматься всем, чем угодно. Артист должен быть свободными, если мы хотим от него получить удовольствие на сцене, он не может быть рабом, это видно сразу. Важно, что с первого дня у меня была простая схема отношений с группой НА-НА, совершенно прозрачный договор: 30% — Алибасову, 30% — группе НА-НА и 40% — на содержание. Все учёты и расходы денег ведёт Володя Политов, я даже к этому никогда не имел отношение. И это самая прочная основа для любви и дружбы. Ещё у меня закон — я никогда не вмешиваюсь в личную жизнь участников группы, потому что прекрасно понимаю, что надо дать им возможность жить той жизнью, где они не будут видеть мою рожу, не будут слышать мои крики. Поэтому им никогда не надо было ничего врать ни про семьи, ни про женщин. Я даже жён и родителей их не видел ни разу. Это закон — я не лезу в личную жизнь. Эти простые отношения и создают те условия, в которых участники НА-НА раскрываются.