Отдых и развлечения

главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты
+ ?

Волгоград

Отдых и развлечения / Отдых и развлечения / Музыка /

Сегодня гении обществу не нужны

 
Материал предоставлен газетой «Вечерний Волгоград»
Автор: Материал предоставлен газетой «Вечерний Волгоград», 05 мая 2006 г.

Александр Ведерников, дирижёр Большого театра24 апреля в ЦКЗ Российский национальный оркестр (художественный руководитель Михаил Плетнёв) под управлением музыкального руководителя и главного дирижёра Большого театра, члена дирижёрской коллегии РНО Александра Ведерникова,

открыл своё традиционное Волжское турне. В качестве солиста выступал лауреат международных конкурсов Михаил Симонян (скрипка). В концерте прозвучали шедевры русской классики — Симфония №5 С.С. Прокофьева, увертюра П.И. Чайковского «Франческа да Римини», Концерт для скрипки с оркестром А.К. Глазунова. Специально для «Вечёрки» Александр Ведерников дал интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.


- Александр Александрович, расскажите об этом гастрольном туре Российского национального оркестра.

—  Мы начали гастрольное турне с Волгограда. Наши планы определяются течением великой русской реки. Турне несёт и просветительский смысл, который лежит на поверхности. Почти каждый город, который мы посетим, обладает собственным симфоническим оркестром. Но нам кажется, что выступления нашего оркестра даёт зрителям возможность различных творческих впечатлений, сравнений, пищу для ума. Мне кажется, такая форма способна привлечь многих к классической музыке.


- Вопрос как к главному дирижёру Большого театра: в последнее время ходят слухи, что Большой теряет свои былые позиции в музыкальном мире страны. Как Вы думаете, насколько соответствует действительности такое мнение?

—  Когда страна находится в изолированном положении, в условиях железного занавеса, то позиции у театра, естественно, будут совсем другие, нежели когда театр конкурирует в открытой среде. Хорошо это или плохо? В чём-то хорошо, в чём-то плохо, но от этого никуда не деться: Большой театр сейчас действительно другой. Я считаю, что он и должен быть каждый год другим.


- Не могу не спросить о нашумевшей постановке оперы «Дети Розенталя» Десятникова…

—  С моей точки зрения, опера получилась очень хорошая. Сама она не имеет никакого отношения к тем различным политическим разговорам, которые вокруг неё ходили, и их надо разделять с самого начала. Одно дело опера как некий артефакт, а другое — некая политическая обстановка вокруг неё, которая создавалась по вполне понятным причинам. Что касается самой оперы, то мне кажется, это факт большой художественной отваги, потому что в наше время сочинить оперу в принципе непросто. Если говорить об основополагающей идее этого сочинения, то она может быть сформулирована так: современное общество (в том числе и российское) не интересует судьба гениев. Сегодня общество либо отторгает гениев, либо равнодушно к ним — они ему не нужны.

—  А Вам не кажется, что это неприятие серой массой чьего-то яркого таланта существовало всегда?

Александр Ведерников, дирижёр Большого театра

—  Видите ли, существует теория, что со временем всё становится лучше и лучше. Но вот это как-то не получается. Я хочу сказать, что по отношению к творческим людям у общества всегда была разная степень агрессии. Нельзя же сравнить, допустим, ситуацию начала прошлого века и ситуацию начала нынешнего.


- Как Вы думаете, опера должна быть злободневной?

—  В слове «злободневная» есть некий оттенок сиюмитности. Злободневным может быть репортаж журналиста, то, что имеет значение для сегодняшнего дня, вчерашнего и завтрашнего, не более того. Те вещи, о которых говорится в опере, не должны оставлять слушателя равнодушным. Это должен быть некий комплекс идей, которые сегодняшнему зрителю не индифферентны. Мне говорят: «вот я сочинил оперу про яйца Фаберже (или про Екатерину II и всех её любовников)». И что? Мизерные идеи не могут быть поводом для создания оперы.


- Кто главный в оперном спектакле: солист-вокалист, дирижёр или режиссёр?

—  Ну, этот вопрос можно задавать бесконечно. В конце концов, не имеет значения, кто действительно главный, а кто только считает себя главным. Главное — результат. Опера — это такая сложная форма, где очень важно, что бы то, что происходит на сцене, было интересно со сценической точки зрения, чтобы спектакль поднимал какие-то вопросы, интересные зрителям сегодняшнего дня. Вы знаете, что сегодняшний зритель очень разный. Это и молодые, и пожилые, люди, имеющие совершенно разные пристрастия. В то же время, естественно, спектакль должен быть полноценным в музыкальном отношении. Поэтому я бы уклонился от ответа на Ваш вопрос.


- Как Вы относитесь к купюрам, сокращениям в музыкальном произведении?

—  Как правило, лучше бы их не делать. Но бывают случаи, когда без них обойтись не удаётся.


- Как сегодня относятся к русской опере за рубежом?

—  Знаете, там есть некий круг произведений, которые пользуются популярностью. А есть другие, не настолько популярные. Я бы не говорил об очень глубоком уровне понимания нашей оперы. К тому же в разных странах всё по-разному. Но определённый постоянный интерес к русской опере присутствует.


Александр Ведерников, дирижёр Большого театра

- Дирижирование оперой и балетом сильно отличается?

—  Отличия, конечно, есть. Дело в том, что балетное дирижирование — это немножко особая вещь. Хорошо это или плохо, но сегодняшнее балетное исполнительство далеко не везде относится к музыке как к основополагающему началу в балетном спектакле. Поэтому иногда, к сожалению, в балетном спектакле музыка имеет подчинённое значение, и важно музыкой правильно сопроводить какие-то движения танцоров. Мне такой подход не очень близок. Если я дирижирую какой-то балетной постановкой, то для меня важно, чтобы она в музыкальном смысле тоже была полноценной. А в опере музыка на первом плане. В опере ты несёшь ответственность не только за составные части (игру оркестра, хора или пение солистов), но также и за целостное впечатление, организацию времени целиком и т.д. Оперный спектакль — такая вещь, которая позволяет создать музыкальную форму, приближенную к симфоническому исполнительству.


- Сейчас идут разговоры о популяризации среди населения России гимна нашей страны…

—  Идут. Я даже присутствовал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, которая была посвящена именно этому проекту. Я думаю, что за гимн, если он хороший, беспокоиться не следует, а если в нём есть какие-то недостатки, то мы обязательно об этом узнаем через некоторое время.


- Вы считаете, что наш гимн должен быть другим?

—  Я считаю, что дело не в гимне. Гимн — это отражение основополагающих идей государства. И социально-экономическая ситуация в стране в этом вопросе — не последнее дело.


- Вы выступали на лучших площадках мира. Какое выступление было самым значимым, волнительным для Вас?

—  На этот вопрос сложно ответить. Но самое волнительное, пожалуй, — это выступать на основной сцене Большого театра. Это совершенно особое место, в силу объективных и субъективных причин. С одной стороны, в исторической сцене есть некий «мифизм», появляющийся всегда в местах, которые долгое время исполняют такие функции. А с другой стороны, вокруг этого театра всю жизнь очень много всяких разговоров. К тому, что там происходит, люди не могут относиться как к обычным оперном театре вещам, они все склонны рассматривать через какие-то стёкла.


Беседовала Вера Величко.

Что-то случилось с комментариями