Елена Рубинова, статья предоставлена ЕЖИдневником.
По словам организаторов, это попытка возродить искусство аристократии девятнадцатого века, в котором различные виды творчества не соперничали бы, а сотрудничали, обогащая друг друга энергией. По сути же это было только претендующее на особую изысканность очередное культурное мероприятие в жизни города.
Об общей природе искусства известно всем. Главное же отличие заключается в средствах выражения и характерных законах построения гармонии в поисках новой пластической формы. Поэтому основная цель выставки - погрузиться в прекрасный мир искусства, целостно осознавая творчество каждого художника в широком смысле.
Мистериальная выставка - это синтез музыки, живописи, танца, пения и даже искусства слова. Однако, чтобы вас не вводило в заблуждение название, мистерия - это отнюдь не сочетание вокала, хореографии и палитры и даже не совмещение мистического и реального, а средневековая драма на библейские темы, сопровождающаяся комедийно-бытовыми вставками. Во времена ещё более древние мистериями называли тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвящённые.
Всё стало на свои места в финале, когда участники выставки начали приветствовать и благодарить всех последователей школы Йога Гуру Ар Сантэма. Непосвящённые на этом празднике жизни сначала охотно угощались красным вином, а потом тщетно пытались «прочувствовать вибрацию цвета». Сначала их долго «вводили в тему», рассказывая о четырёх углах комнаты, сторонах света, стихиях, временах года и суток.
Оказывается, живопись, объединённая с танцем, говорит о времени. В качестве мастера кисти выступал Николай Зотов, мастера танца - Ирина Черникина. Творчество художника прекрасно укладывается в классификацию «четырёх». Так, стихии воды, зимнему времени года и царству синего цвета соответствуют картины «Иней», «Взгляд на себя», «Город. Взгляды». К стихии эфир, весне и буйству жёлтого относятся «Весеннее состояние», «Рождение бабочки», «Вальс цветов», «Радужная фантазия». Лето - торжество зеленого: «Крым. Кара-Даг», «Полёт бабочек», «Цветы и женщины». А осень - огонь: «Крымский букет», «Запахи леса», «Осеннее состояние». Впрочем, цветовая гамма картины далеко не всегда соответствовала названному в качестве главного цвету. Это скорее олицетворение самой стихии, «духа природы», как выражались последователи великого гуру, цвет, который обладает силой звучания, своим ритмом, запахом и вкусом, а не привычная для нас палитра красок и оттенков. Всем предлагалось хоть на минуту стать творцами в своём воображении.
Созданию специфического настроя способствовали восточные мелодии, под которые танцевали феи синего, жёлтого, зелёного и красного - девушки из ансамбля «Амрита». А потом появлялась так называемая Душа картины в исполнении московской танцовщицы Ирины Черникиной, директора Школы танца при институте вышеупомянутого Йога Гуру Ар Сантэма. Она является признанным мастером техники Belly dance («танец живота»). Профессиональный арабский танец действительно завораживающее зрелище: каждой клеточкой своего тела, ритмичными телодвижениями бедер, рук и живота, даже улыбкой, взмахом длинных ресниц, взглядом девушка передаёт оригинальное звучание различных музыкальных инструментов, мелодику, темп и неповторимый аромат Востока... Но это Душа танца. Душу картины лучше всего передает язык красок и техника мастера. Живопись Николая Зотова включает в себя и элементы классического направления, и точечную манеру пуантилизма, и разложение сложных тонов на чистые цвета в духе импрессионизма, и подчёркнутую фрагментарность, смещение границ и привычных очертаний, характерных для эстетики абстракционистов прошлого века. Но особого внимания заслуживает выработанная автором техника «сплетение». Она находит отражение и в названиях многих картин художника: «Сплетение. Синее», «Сплетение. Натюрморт», «Сплетение. Осеннее», «Сплетение. Обнажённая», «Сплетение. Триединство». На композиционном уровне эти работы представляют собой узловатые сплетения, будто из кусочков ткани или толстого каната, на символическом - воплощения чувств, осколки воспоминаний, эпизодов человеческой жизни. И не надо быть большим знатоком искусства или последователем гуру, чтобы здесь, в этих витиеватых узелках, почувствовать настоящую вибрацию цвета и света. И увидеть Душу Картины.
Важно не научиться понимать, как «космическая сопряжённость образов в синтезе искусств рождает новые миры», а не разучиться замечать то прекрасное, что вокруг нас существует и создается. Единение живописи и танца не новый принцип искусства. Ведь если прислушаться, то живопись звучит, а если присмотреться, то искусство танца не менее красочно и эмоционально.
Статья предоставлена ЕЖИдневником.