— Мужик этот с тонну весит. Женщина — чуть полегче, но тоже неподъёмная. Она у меня на бортике бассейна стояла и кружилась. Я специальный постамент для неё сделал, на подшипниках. Так кто-то свалил её. Бедолага потрескалась, но жить будет. Я её сейчас ремонтирую, поэтому у неё немного непрезентабельный вид.
А мужик-то голый!
Дача Валерия Павловича последняя в ряду. За ней крутой поворот и дорога идёт вниз к роднику. Так что владения дачника хорошо просматриваются по меньшей мере с двух сторон.
— А здесь у нас скульптор живёт. Вон посмотри-ка, — и моя подруга кивает в сторону двухэтажного домика, утопающего в зелени. — Да не на дом смотри, а чуть левее. Видишь?
На секунду я остолбенела. Из зарослей выглядывал мужик. Голый. С дрыной.
Подруга покатывалась со смеху:
— Да он же каменный! Я ж говорю, скульптор здесь живёт. Пойдем, познакомлю.
Валерий Павлович оказался на редкость скромным человеком. Как это часто бывает, тот, у кого руки, что называется, из золота, публичности не любит. Так и Валерий Павлович, узнав, что к нему заявилась журналистка, засмущался.
— Только фамилию мою не называйте, — только с таким условием хозяин согласился провести экскурсию по своей уникальной фазенде.
Первобытный человек спас от чиновников
— У меня здесь четыре зоны. Рабочая — с грядками да теплицами, производственная — со станками и печкой, зона отдыха — с бассейном и бадминтонной площадкой, и лесная — та, на которой мужик стоит, охраняет мои сотки с тыла, — улыбается Валерий Павлович.
Бетонная скульптура первобытного человека появилась на одной из дач садоводческого общества «Мичуринец» лет 15-17 назад.
— В те годы я второй этаж построил, а тут распоряжение выходит, дескать, не положено на дачных массивах двухэтажные дома сооружать, — вспоминает Валерий Павлович. — Я так расстроился, что взял и смастерил этого мужика. Привёз на дачу бетонную глыбу, отсёк всё лишнее. В итоге, человек получился. Сначала думал рыцаря сделать, но вышел первобытной товарищ. И уж не знаю с его появлением на участке или нет, но чиновники от меня отстали и второй этаж сносить не пришлось.
Появление первобытного человека в садоводческом обществе не прошло незамеченным. Одно время дачники специально приходили поглазеть на бетонное чудо. Тем более, что его хорошо было видно с улицы.
— За эти годы скульптура у меня проседала несколько раз, — продолжает Валерий Павлович. — На краю ж откоса стоит. Проседать-проседала, но не падала. Здоровенный же истукан получился. Не меньше двух метров. Сдвинуть его можно только с помощью домкрата.
Беззубая кошка нервирует собак
Где-то через год-другой на даче появилась женщина с кувшином. Бетонная конструкция выросла на краю бассейна. Изящная красавица с кувшином — объект восхищения знакомых и приятелей дачника. Для высокой стройной фигуры дачник выбрал одно из самых почётных мест — зону отдыха.
Вслед за женщиной на фазенде появился гном. Его смешное личико выглядывает из бассейна. Затем Валерий Павлович вылепил пантеру.
— Она у меня сначала стояла в зоне отдыха, но потом я её перетащил поближе к дому, в так называемую рабочую зону, — рассказывает скульптор. — Тяжеленная кошка оказалась. Мы её вчетвером несли. Хвост отломили. Но я его уже приклеил на место.
Едва каменная пантера переселилась поближе к воротам, как тут же стала объектом внимания вездесущих дворняг.
— Они то и дело облаивают несчастное животное, — смеётся Валерий Павлович.
Собаки лают, а вот кто-то из незваных визитёров выбил пантере мраморные зубы. Скульптору пришлось заменить их на железные («Целее будут!»).
Члена политбюро променял на обнажённую натуру
Валерий Павлович вырос в детском доме. О том, чтобы стать художником и тем более скульптором, даже и не мечтал.
— Это ж такая кропотливая работа, — вздыхает дачник. — А я о романтике грезил. Вот и стал водителем. Хотя ещё в детстве мне сны снились, как я на хорошей белой бумаге кошек рисую.
Однажды в Душанбе в общежитии, где жил Валерий Павлович, он обнаружил отличнейшего качество мелованную бумагу. Это были портреты членов политбюро.
— Они висели почти в каждой комнате, в том числе и в моей, — рассказывает Валерий Павлович. — Взял я такой портрет и на обратной стороне нарисовал обнажённую женщину. Да так и оставил эту картинку на стене. А тут нежданно-негаданно комиссия нагрянула, моё художество увидела. Потом парторг часа полтора мне мозги прочищал. Говорил, мол, неужто я б тебе бумагу не нашёл для рисования? Зачем фотографию-то испортил? Да ещё какую фотографию! Был бы Сталин жив, не избежать нам обоим тюрьмы.
Самый лучший собеседник — из цемента
Монументальных работ у художника-самоучки немного. Как признаётся мастер, слишком много сил и времени отнимает хобби. А тут еще и дачу в порядке содержать надо, да и другие задумки надо бы воплотить.
— Лодку я строить начал. На следующий год на воду спущу, — говорит дачник. — А недавно мне что-то взгрустнулось, и я решил вот такого красавца сотворить, — Валерий Павлович показывает крышу, под сводами которой красуется лепнина — мужичок, застывший в позе лотоса. — Мои домочадцы называют его буддой, но для меня это просто немой собеседник. Я в беседке ложусь на диванчик, смотрю на него и начинаю задушевный разговор. О чём беседую? О личном.
На последнее изваяние у автора ушёл мешок цемента и пара банок фасадной краски.
— Собеседника я быстро сделал, за пару недель. Вот только с лицом пришлось повозиться. Из нескольких вариантов пришлось выбирать подходящий. Мне нужно было такое выражение лица, чтобы было приятно с немым общаться, — смеётся скульптор. — Хоть и не сразу, но вроде получилось то, что задумывал.
Как признаётся Валерий Павлович, образы своих статуй он находит в собственной голове:
— Никогда не заимствовал чужие идеи. Даже в детстве никогда не срисовывал, а уж тем более не копировал чужие работы. Мне всегда казалось, что это нечестно.
Дома у скульптора-самоучки есть уникальная работа — Ерзовская церковь. Точнее их целых три. Три миниатюры, которые отличаются друг от друга цветом и некоторыми деталями.
— Я эти церквушки с натуры лепил. Три года ушло на этот труд. Хочу одну скульптурок подарить Герману. Надеюсь, ему понравится.
А сказка стала былью...
За все свои дачные годы Валерий Павлович облагородил не только собственные сотки, но общественные угодья. Так, мосток, ведущий к роднику, Валерий Павлович сделал собственными руками.
— А ещё здесь такие красивые фонарики на перилах были, — комментирует подружка, которая вызвалась отвести меня к тому роднику. — Правда, кто-то открутил эти светильники. Хорошо, хоть мосток не додумались разобрать по дощечкам. А сам родник тоже был красиво оформлен. Валерий Павлович постарался. Вода текла не просто из трубы, а как будто изо рта сказочного гнома лилась, аналогичного тому, что даче нашего скульптора. Жаль, что сковырнули этого гномика...
Ирина Малина.