Дэнни де Вито призывал с экранов выбирать его в марте. Убеждал, что овладел ради нас русским. Самое интересное, что для развития сюжета мультфильма «Лоракс» заглавный герой, которого якобы озвучивает сам де Вито, совершенно не нужен. Более того – он появляется только в самом конце, до этого мы узнаем о нем только из рассказа одного из персонажей. В общем, имя известного комедийного актера стало обычной приманкой.
Анимационную ленту о том, что нужно беречь природу, с интересом посмотрят дети. Но мы-то с вами взрослые люди. Поэтому давайте поговорим о серьезном. (И тут читатели потянулись на другие сайты.)
Пластмассовый мир
Современная российская реальность все охотней отсылает нас к миру антиутопий. Думается, этот жанр будет все популярнее в обозримом будущем. Да и вообще родился он в нашей стране – под пером Евгения Замятина, а потом уже адаптирован плагиатором Оруэллом для западного мира.
Исследователь Борис Ланин в «Анатомии литературной утопии» предложил универсальную матрицу, в которую укладывается большинство произведений этого жанра. И знаете, «Лоракс» прекрасно вписывается в общую канву. Разумеется, не переставая быть детской сказкой.
Городок Нужвиль это такой пластмассовый рай. В нем нет ничего естественного, природного, но при этом общество благоденствует. Все сыты и довольны. Горожане не знают страха, главный злодей О’Гер не стремится к власти (может, потому, что имеет ее) – его интересуют деньги. И граждане безропотно платят ему за свежий воздух. Ну а открывается повествование вместе с занавесом, который отдергивает Лоракс. И этим самым вносится карнавальный элемент – все это несерьезно, это на сцене.
Ритуальные услуги режима
«Герой антиутопии всегда эксцентричен». Мальчик Тед лихо, с риском для жизни гоняет на мопеде и нарушает заведенные порядки. Впрочем, раз уж героем выбран ребенок, иного и ждать было бы трудно. Жизнь всех горожан ритуализована. Есть семейное время, когда все должны играть в настольные игры с детьми, а есть личное время, когда можно подняться наверх и отдохнуть.
«Антиутопия заимствует у научной фантастики бесчисленные трансформации временных структур». В «Лораксе» не бесчисленные, но заметные: довольно большая часть времени отдана воспоминаниям Находкинса, который рассказывает о том, как в этой местности исчезли все деревья.
«Пространство антиутопии всегда ограничено». И в рассматриваемом нами мультфильме, как и во многих антиутопиях, жизнь людей протекает в пределах, ограниченных стеной. Но Тед находит три способа выбраться наружу, хотя финансовый воротила О’Гер и запрещает жителям это делать. В конце мальчик просто разрушает стену – и эти кадры похожи на берлинскую хронику.
Фурцева бы одобрила
Обычно герои антиутопий убегают от действительности в мир чувственных, эротических наслаждений. Аудитория «Лоракса» довольно широка и включает в себя значительный детский сегмент. Да и Тед явно не достиг возраста физических утех. Но внешнее целомудрие все же содержит намеки на нечто большее. Мальчугану нравится девочка Одри. Именно ради нее он отправляется искать живое дерево. А она уверяет, что тут же бы согласилась выйти замуж за парня, который подарит ей дерево. Ну и в мечте Тед не отказывает себе поцеловать Одри – в реальности в этот момент он лобзает пачку хлопьев.
Кстати, этот фильм, наверняка, показали бы в Советском Союзе, в который очень дозировано впускали западное кино. В «Лораксе» есть все, что так любили члены худсоветов: осуждение мира капитала, уничтожающего все живое, вообще идейность, мораль и отсутствие неприкрытого секса.
О’Гер верещит, что Тед маньяк – и это очень похоже на российское универсальное обвинение в экстремизме, которое очень удобно «вешать» на всех подряд. И горожане изначально поддерживают своего предводителя. Но осознание того, что деревья будут бесплатно очищать воздух, за который нынче надо платить, берет верх. Люди дружно поют: «Пусть растет, пусть растет» на мотив Let It Be группы Beatles.
Да, еще там будут поющие рыбы. Ну это так, к слову…
Оценка фильма: 8 из 10.
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».