Любопытный фильм добрался до российского проката — за авторством режиссера с невообразимым для русского языка именем и фамилией Олатунде Осунсанми зрителям предлагается позиционируемый создателями как «основанный на реальных событиях» рассказ-реконструкция на тему «Есть ли внеземной разум?». Название картины отдает научной классификацией и звучит как «Четвертый вид» (The Fourth Kind).
Тема контактов с внеземными цивилизациями будет волновать человечество до тех пор, пока такой контакт не станет явью для всех. Пока же все идет на уровне «Хотите верьте, хотите нет». Не стал исключением и «Четвертый вид», который прокатчиками позиционируется как «мистический триллер с Миллой Йовович в главной роли». Вау-фактор срабатывает отлично, отчего публика массово идет на этот фильм, думая, что ей предложат очередную лихую зомбокоцалку, а получая нечто совсем другое. Картина начинается аки научно-популярная передача: на фоне заставки для рабочего стола появляется Милла Йовович, которая представляется Миллой Йовович и начинает убежденно втирать, что все, что мы увидим дальше, основано на реальных событиях, подтвержденных неким доктором психологии. Вот тебе и мистический триллер! К тому же реальность событий, подтвержденная свидетельством одного человека, пусть и доктором психологии, очень сомнительна, то есть авторы изначально зарождают зерно сомнения у зрителей.
Далее следует рассказ о том, что якобы имело место в городке Ном, штат Аляска, сделанный в виде реконструкции событий: вышеупомянутый доктор психологии сидит в студии с режиссером фильма, который берет у нее интервью, а рассказ женщины подтверждается «реальными» видеозаписями и основанными на них художественными съемками, причем периодически нам предлагают комбинацию из «правды» и «вымысла» — экран делится пополам, в одной его части идет «настоящая» видеозапись, а в другой — реконструкция с участием артистов. В принципе, чисто технически все сделано неплохо: хоум видео очень похоже на реальное (вплоть до помех), монтаж сделан грамотно и нужный эффект достигается. Однако если не задушить в корне посеянное в самом начале зерно сомнения и чуть-чуть подумать во время просмотра, то подозрения в мистификации только усиливаются. Реальные имена пострадавших от внеземного разума на Аляске людей затираются по этическим причинам, зато нам почему-то запросто показывают видеозаписи, где отчетливо видны их лица. Отсутствие логики налицо. К тому же как только «реальная» видеозапись должна показать что-то конкретное, доказывающее существование внеземного разума, на экране начинаются жуткие помехи. После этого остается лишь хмыкнуть и посмотреть, какая была реакция на фильм в США. И тут все проясняется. Фильм «Четвертый вид» рассказывает о психологе по имени Эбигейл Тайлер, которая обследовала больных пациентов в Номе. Однако главный лицензиар штата Аляска Ян Мэйс сказала, что не может найти записи об Эбигейл Тайлер, и она никогда не получала лицензию на ведение практики в этом штате. Исполнительный директор Психиатрического института Аляски Рон Адлер и президент Психологической ассоциации Аляски Деннис Дилляр сказали, что они никогда не слышали об Эбигейл Тайлер. Веб-сайты «Психиатрический журнал Аляски» и «Новостной архив Аляски», содержащие ссылки на Тайлер, были созданы продюсерами картины, но затем были удалены из-за подделывания, когда обнаружилось, что они были созданы за месяц до премьеры фильма, а один из авторов новостных статей заявила, что она никогда их не писала. Более того, семьи исчезнувших в Номе и вокруг него людей крайне возмущены поддельными интервью, якобы подтверждающими реальность происходящего на экране.
Таким образом «Четвертый вид» является фильмом, развивающим жанр мокьюментари (англ. mockumentary, от to mock «подделывать», «издеваться» и documentary «документальный»), а вовсе не пытающимся донести до зрителя, как все было на самом деле. А вот для чего Олатунде Осунсанми снял свою картину в таком жанре, очень даже понятно. Сними он как раз мистический триллер с Миллой Йовович, и зрительская аудитория по всему миру расценила бы фильм, как очередной хит с известной голливудской актрисой. Стилизация же под реконструкцию событий с вкраплением «документальных» кадров выводит фильм из разряда стандартных и своей неожиданностью сильнее воздействует на восприятие. Надо сказать, что в своем жанре режиссер сделал весьма приличное кино, которое не только заставляет задуматься о возможных контактах с внеземным разумом, но и хорошенько его испугаться. Конечно, ничего нового Олатунде Осунсанми в «Четвертом виде» не предъявил, но зато великолепно актуализировал волнующую уже многие века человечество тему.
Историю контакта с инопланетной цивилизацией режиссер рассказывает неспешно, используя множество недомолвок и постепенно нагнетая напряжение. В какой-то момент наступает полное затишье, а потом случается типичный для хоррора «И вдруг оно как выскочит!». Никто выскакивать не будет, но в кресле не подпрыгнет, наверное, только спящий зритель. Причем дальше будет только хуже и мурашки по спине и страшноватое послевкусие гарантировано каждому. И это при том, что в фильме, повторюсь, нет ни одного кадра, свидетельствующего о существовании НЛО и тому подобного. Из фактов, судя по всему, в «Четвертом виде», только статистические данные: сколько миллионов людей видело или думало, что видит, инопланетян, а также сколько раз ФБР побывало в Номе по сравнению с более населенный Анкориджем, другим городом Аляски.
Тем не менее, несмотря на общую удачность концепции, невеликие таланты Олатунде Осунсанми заметны невооруженным глазом. Здесь и совершенно смешные сеансы гипноза, когда абсолютно каждый человек на счет десять впадал в сон, и совершенно дурацкая линия шерифа, который с маниакальным упорством преследуют женщину-психолога, обвиняя ее во всех смертных грехах даже тогда, когда у нее есть куча свидетелей, и прочие мелкие огрехи, складывающиеся в систему и на дающие высоко оценить фильм. К тому же совсем нерадостно смотреть на стремительно стареющую Миллу Йововоич, старательно стремящуюся играть страдания и на голову проигрывающую безымянной актрисе, сыгравшей «настоящего» доктора Эбигейл Тайлер.
Фильм Олатунде Осунсанми «Четвертый вид» — достаточно качественная мистификация, могущая напугать даже человека с крепкими нервами. И да: название означает последний вид отношений с внеземным разумом — когда тебя похищают.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 6 (шесть).