«Здесь есть всё для реализации концепции непрерывного обучения: собственно весьма крутое учебное заведение, лечебное учреждение, где могут подлечить свою нервную систему переучившиеся, и ещё одно — это, скорее всего для преподавателей и сотрудников, перенапрягшихся на работе. Возможно наличие авиации. Не перенапрягайтесь — код определить просто. Код опасности: 1».
«Собственно весьма крутое учебное заведение…» — ВолГУ, «…учреждение, где могут подлечить свою нервную систему переучившиеся…» — психиатрическая больница № 17, «… и ещё одно — это, скорее всего для преподавателей и сотрудников, перенапрягшихся на работе…» — областной кардиоцентр. «Возможно наличие авиации» — речь идёт о посадочной площадке для вертолёта, располагающейся в непосредственной близости от кардиоцентра. «Учебное заведение универсально…» — университет. И это самая лёгкая из загадок, предлагаемая участникам ночной ролевой игры «Дозор».
«Дозор» — это интерактивная динамическая игра с элементами логики и риска. Бродить ночью с фонариком по пустынным улицам, плутать по сложным лабиринтам, зашифрованным местам, о существовании которых раньше и не подозревали, бежать по заброшенным зданиям сможет далеко не каждый. Таинственность игры зашкаливает.
«Дозор» пришёл в Волгоград из Санкт-Петербурга и существует в нашем городе уже третий сезон. Это ролевая игра, по сути, на знание города, истории, литературы, других областей наук. Интрига «дозора» заключается в выполнении различных миссий.
Задания на миссию выдаются организаторами игры координатору команды посредством ICQ. Координатор передаёт задание полевым игрокам, которые, руководствуясь логически обоснованными указаниями, следуют в нужное место. Отыскав верный код (ключ), команда сообщает его своему координатору, который отправляет организаторам правильный ответ. Если код верен, координатор получает задание на следующий уровень. Цель участника, таким образом, — помочь своей команде быстрее других найти коды, места расположения которых зашифрованы в заданиях. Помимо заданий есть подсказки, которые уточняют место нахождения кода. Иногда участники получают видео- или аудиозадания, а также задания-картинки.
Всего в игре десять миссий или уровней. Пройдя их быстрее, команда становится победителем. Местный организатор может, исходя из специфики города, добавить в игру несколько бонусных уровней.
«Дозор» проводится два раза в месяц, в ночь с субботы на воскресенье. Зона действия — районы Волгограда. В игре могут принять участие только 10 команд, зато число участников в одной команде не ограничено. Экипажи обычно формируются перед игрой. В каждой машине сидят по четверо или пятеро человек. Количество машин обычно колеблется от четырёх до пятнадцати. Всё, что помимо транспорта нужно участникам — это команда, фонарик, карта ночного города и средства мобильной связи. Ну и конечно фантазия, знания, желание играть.
Обычно игра идёт в двух-трёх районах, которые близко расположены друг к другу. Например, Красноармейский, Кировский, Советский. Это сделано для удобства игроков, Волгоград — протяжённый город, и не очень удобно ездить, например, со Спартановки к покрытому мраком ночи зданию ВолГУ.
Игра начинается в 22.00 (именно тогда приходит первое задание) и длится до самого утра. Казалось бы, что тут такого, за пару часов можно разгадать все десять загадок. Но всё не так просто. Команды, оказавшиеся в арьергарде, обычно выполняют задания за семь-десять часов.
Через 30 минут после получения задания каждая команда получает подсказку. Если через час после начала уровня команда не сообщила верного пароля, то она получает вторую, последнюю, подсказку. Если в течение полутора часов команда не проходит уровень, она автоматически получает задание на следующий уровень игры.
Предваряет задания легенда, она приходит за 15 минут до начала игры. Легенда чуть-чуть проясняет ситуацию насчёт мест, где могут находиться коды:
«Меркурий — «невидимая планета». Увидеть её невооружённым глазом — удел избранных, особенно в конце весны. Свет Меркурия — в сердце каждого из нас. Его не видно, но он есть. Есть и на дне глубоких ущелий, и на подмостках сцены рядом с мэтрами жанра, и на современнейших транспортных магистралях, более гуманных, нежели производительных, и в жилище странных гигантозавров. Даже на производствах строительных материалов есть нечто неизъяснимое. Найдите это!»
По впечатлениям играющих, после каждого «дозора» появляется куча новых знакомых, ставших «не разлей вода». Люди становятся едва ли не лучшими друзьями, потому что буря эмоций во время прохождения уровней, атмосфера необыкновенности происходящего очень сплачивает. Да что тут говорить, если в «Дозор» играют как студенты, так и директора крупных фирм, без разделения на статусы. Все они на эти несколько часов игры становятся равными участниками сумрачных поисков.
Лучше всего характеризует игру мнение постоянного участника. Вот что думает о ночных поисках Ajlis, 22 года, команда «Алямас Тралямас»: «Для меня дозор — это в первую очередь адреналин, выплеск сильных эмоций. Кроме того, это отличная альтернатива клубам, наркотикам и алкоголю. Я трачу деньги на участие в том, что имеет свою специфику и романтику. Игра ночью раз в две недели становится одним из захватывающих событий моей жизни».