Чего-то подобного рано или поздно следовало ожидать: ну сколько можно романтизировать на экране бандитов, почему кумиром молодёжи становится Саша Белый? Алексей Балабанов и компания СТВ решили заглумиться по-чёрному и жестоко обстебать эпоху первоначального накопления капитала, которая имела место в России в девяностые годы. Получилось кроваво, дебильно и оттого очень смешно.
Да уж, такого мы ещё не видели однозначно: пара десятков российских звёзд первой величины, изображая разной степени отморозков, крошит друг друга в кровавое месиво на экране, не забывая при этом отпускать чернушные реплики.
Не спорю, получилось весело, местами от смеха можно с кресла упасть, а уж животный дебилизм героя Дмитрия Дюжева, который весь фильм рычит, мычит и кого-нибудь пытает, убивает или собирается это сделать, вызывает такой же животный смех. Даже не знаю, как Дмитрию теперь в кино сниматься или на сцену выходить – лично я теперь всегда буду видеть его этаким злым дебилом - тем более он, похоже, сознательно культивирует этот образ, если у него даже Дональд Бейкер в «Этих свободных бабочках» выглядит точно таким же. Ну да ладно, вернёмся к «Жмуркам».
На самом деле, несмотря на веселье, новый фильм Балабанова, при всём моём большом уважении к режиссёру, вторичен. Ему даже можно подзаголовок придумать: «Очень страшное кино по-русски». Судите сами: в центре внимания история парочки отморозков, которые едут выполнять задание большого босса и нарываются на неприятности.
Ау, герои Джона Траволты и Сэмюэля Л. Джексона из культового фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Вообще, «Pulp fiction» стал базовым фильмом «Жмурок» - отсылки к Тарантине рассыпаны по всей киношке в ассортименте: здесь вам и рассуждения о гамбургерах, и сцена, когда один из парочки бандюков задевает плечом другого подручного босса (там это был Буч-Уиллис, у нас это Ошпаренный-Мерзликин), и разбрызганные мозги (там - по машине, здесь – по голове другого бандюкана), и лечение по медицинскому справочнику, и даже набожность героя Алексея Панина. Также хватает пародий и на другие фильмы: раздолбанный БМВ, на котором разъезжают главные герои, отсылает нас к «Бумеру», сцена игры в жмурки (на самом деле в русскую рулетку) – к «Охотнику на оленей», выскакивающие из рукавов пистолеты – к «Статскому советнику», Я уже не говорю о самопародии (или самоповторе) - Виктор Сухоруков опять играет мента, Анатолий Журавлев – тупого отморозка и т.п.
Да, понятно, что «Жмурки» - это комикс, где возможно всё, но зачем строить его, отталкиваясь от уже придуманных кем-то историй, тем более историй хорошо известных? Получилась та же ситуация, что и с «Алёшей Поповичем и Тугарином Змеем» - интересно, смешно, но вторично. В конце концов, у нас что, перевелись талантливые сценаристы, которые на родном материале придумают очень чёрную и оригинальную комедию?
Но самая главная проблема «Жмурок» - это отсутствие гармонии. Когда смотришь то же «Криминальное чтиво», то видишь Винсента Вегу, Буча и других героев, а не актёров, когда смотришь «Жмурки», видишь Сергея Маковецкого, Алексея Панина, Алексея Серебрякова и иже с ними, которые изображают отморозков. Изображают, надо сказать талантливо, местами очень смешно, но всё равно на отморозков не похожи. Наиболее органично в своих ролях выглядят Дмитрий Дюжев, Виктор Сухоруков и Никита Михалков. Насчёт первого я уже все сказал, Сухоруков играет привычный образ дикого чувака, а Никита Сергеевич просто хороший актёр.
С другой стороны может быть, Алексей Балабанов и не ставил задачу, чтобы его герои были похожи на провинциальных бандитов середины 90-х, тогда, получается, он хотел просто всех насмешить.
Получилось замечательно: народ на сеансе дико ржёт, особенно в самых тупых и кровавых местах. Но вряд ли «Жмурки» смогут составить конкуренцию другому кинокомиксу, выходящему на экраны на следующей неделе, - «Городу греха». Там тоже собрана целая россыпь голливудских звёзд первой величины, вот только в отличие от Балабанова Роберт Родригес поставил свой фильм на оригинальной истории, в которой чёрного юмора ничуть не меньше, чем в «Жмурках». Похоже нашему кино, рассчитанному на массового зрителя (большие мастера уже давно сделали свой выбор), нужно определяться: либо это работа с уже созданными образами (и тогда конкурентная борьба с Голливудом будет проиграна), либо всё ж таки надо работать над собственными сценариями. За примерами далеко ходить не надо (я не беру в расчёт деревянных «Статских Фандориных») - «Ночной дозор». При всех претензиях к фильму, это всё равно наше кино. Это особенно ярко будет видно, когда «Ночной дозор» экранизируют на фабрике грёз.
Тем не менее «Жмурки» посмотреть стоит: где вы ещё увидите кино, где даже минутные эпизодические роли играют известные актёры? И да: авторы обещали 18 трупов, но по ходу действия я насчитал только 17. Найдёте 18-й?