В Волгограде продолжаются гастроли Государственного академического Малого театра. На разных сценах идут спектакли по произведениям А.Н.Островского и А.П.Чехова. В перерыве между постановками нам удалось пообщаться с актёрами труппы. На встречу с волгоградскими журналистами пришли художественный руководитель театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин, народная артистка России Ирина Вадимовна Муравьёва, а также представители молодого актёрского поколения Ольга Молочная и Степан Коршунов — исполнители главных ролей в спектакле «Чайка». Государственный академический Малый театр — один из старейших в России, два года назад ему исполнилось 250 лет. Оркестру чуть меньше — 200.
— Ему, конечно, тоже 250 лет, — говорит Юрий Мефодьевич, — но наиболее ранние документы, подтверждающие его существование, относятся к 1808 году.
— Вы отметили, что Малый театр — один из старейших в России. Появились ли за это время какие-то традиции?
— Главная традиция — это полная отдача работе, без всяких отговорок на усталость и болезнь, — отвечает Ирина Вадимовна.
— Насколько нам известно, Степан в скором времени отметит день рождения. Как будете праздновать?
— Как все нормальные люди, — комментирует Юрий Мефодьевич. — Останемся после спектакля. (Степану) По-моему, продюссер что-то задумал, так что ты не покупай ничего. Пользуясь случаем представлю наших молодых актёров. Степан из актёрской династии, его дедушка — директор нашего театра. Он не приехал, чтобы не портить внуку праздник. Прабабушка — знаменитая актриса Еланская. Сестра также работает на театре.
Здесь присутствует и Ольга Молочная, которая исполняет роль Нины Заречной в «Чайке». Она из Хабаровска. Мы её за дальность приняли, чтобы ей обратно не ехать, билет не покупать. У неё хорошие мама и папа, она из семьи врачей. Что сказать об Ольге? Характер у неё непонятный: то ли она сильная, то ли слабая. Нервы, конечно, треплет иногда.
— Юрий Мефодьевич, а как вы относитесь к тому, что некоторые ваши актёры снимаются в сериалах?
— Очень хорошо: за рекламу театра платить не надо. Они зарабатывают деньги, покупают себе машины, а за театральные деньги что купишь? Разве только велосипед… Единственное, что я им говорю, — не раздевайтесь! Это примитив, не искусство, это совсем другое.
Современные сериалы не идут ни в какое сравнение с прежними — договор, быстрота, спешка… Хотя к актёрам теперь относятся более трепетно. Выделяют 45 минут на перерыв, обед из трёх блюд привозят… Но двенадцатичасовой рабочий день — это тяжело не только психологически. Старые актёры не могут приспособиться к новой системе.
В театре же всё по-старому. Театр — это то, что чуть выше зрительного зала. Театр — это когда в зале бьётся тысяча сердец, к ним выходит ещё 2-3 сердца и начинают говорить на темы, понятные этим сердцам. И пока бьётся хотя бы одно сердце с этой стороны рампы и с той, театр будет жить, чтобы там ни говорили. (Ирине Муравьёвой) Ты уже начинаешь пить воду? (Журналистам) Я им говорю, если заплакать не получается, выпейте воды побольше и слёзы потекут…
— Ирина Вадимовна, многие актёры говорят, что съёмки в сериалах, — это опыт. Чем для вас было участие в проекте «Не родись красивой»?
— Опыт на выживание. Это колоссальный физический труд, совершенно неблагодарный, особенно для нас, тех актёров, которых учили по старой системе. Тут же сразу сказали: не относитесь к этому как к искусству. Это пережить было очень трудно. Сериал — огромный механизм, машина, где расписана каждая секунда вплоть до времени на переодевание и грим.
— Юрий Мефодьевич, вернёмся к театру. Некоторые режиссёры, стремясь привлечь публику, вводят в постановку элементы, провоцирующие скандал. Как вы относитесь к тому, чтобы раздеть Гамлета ради привлечения зрителя?
— Это не зритель. Зритель тот, кто сам приходит в театр, кого не надо туда заманивать. В раздевании, в порнографии нет ничего нового. Просто некоторым людям иногда хочется подсмотреть в замочную скважину. Никакого отношения к искусству это не имеет, но используется довольно часто. И в этом мы стали похожи на весь мир. Представьте, если бы мы пришли к вам и разделись! Ладно, Ольгу бы заставили раздеться. Завтра бы все газеты это напечатали!
— Юрий Мефодьевич, чем столичный зритель отличается от провинциального?
— Нет провинциального зрителя, все одинаковы. Дело не в городе, а в воспитании и желании увидеть спектакль.
— Складывается впечатление, что вы очень строгий руководитель. А высказывают ли актёры свои соображения по поводу роли? Как происходит обсуждение?
— Роли распределяются, список вывешивается в специальном месте. Актёры готовятся: читают текст произведения и по мере разума и таланта изучают то, что написано вокруг этого. Затем мы собираемся и читаем текст по ролям. Каждый может предложить своё видение персонажа. Режиссёр должен быть готов со своей концепцией произведения. Но необходимо помнить, что вся концепция у автора. Наша задача, как у следователя, — расшифровать, расследовать это дело и предъявить на суд. На суд зрителям.