Братья Вачовски, следуя своему творческому кредо «Удивлять каждой новой работой», снова умудрились поразить честную публику: прошу любить и жаловать их новую работу на стыке анимации и кинематографа Speed Racer, что у нас перевели как «Спиди-гонщик». Картина братков оказалась такой неожиданной, что может вызвать совершенно полярные мнения: от полного отрицания до дикого восторга.
Может, кто-то когда-то видел японский аниме-сериал сорокалетней давности Speed Racer, где вытянутые машинки-капсулы носились на диких скоростях, а добро боролось со злом посредством победы в сумасшедших гонках. Лично у меня проносятся только смутные воспоминания о каких-то каплевидных болидах и пафосных фразах. И именно по этому анимационному безумию Ларри и Энди Вачовски сделали (слово сняли тут не совсем уместно) свой новый фильм Speed Racer. Что такое — эта их кино-анимация? А это целая россыпь звёзд из разных стран (Сьюзан Сарандон, Джон Гудман, Кристина Риччи, Мэттью Фокс, Хироюки Санада, Мориц Бляйбтрой, Rain и другие), снявшихся на фоне зелёных экранчиков, вместо которых зритель видит настоящее буйство кислотных красок в стиле ретро-будущего. Если попытаться определить, на что это похоже, то Speed Racer — это смесь фильмов «Гонщики», «Дети шпионов» и анимационной ленты «Тачки», проглоченных обсмотревшимся «Матрицы» нарком, у которого случился приход в стиле «Небесного капитана и мира будущего» с поправкой на пару десятилетий, отчего американская дискотека 70-х заблистала всем своим зубодробительным гламуром где-то в невообразимом будущем. Ну а можно и по-другому: в «Матрицу» просто был занесён вирус «Диско 2.0.12», который и дал удивительные плоды, расцветив матричную реальность в такие яркие краски, что теперь никакому Нео или Морфеусу не придёт в голову даже задуматься над происходящим — всё вокруг просто выносит мозг своей цветовой гаммой и только бешеные гонки на некоторое время могут принести облегчение.
Возможно, после достаточно замороченных по смыслу «Матрицы» и «V значит вендетта» братья Вачовски решили отдохнуть и дать вольную не только своим умам, но и зрительским мозгам, переключившись исключительно на органы зрения, устроив глазам посетителей кинотеатров роскошное пиршество. Искать смысл в Speed Racer бесполезно, ибо его там нет по умолчанию. Комикс — он и в руках братанов Вачовски комикс. Тем не менее сюжет в фильме присутствует и он может очень даже не порадовать, потому что, помимо уровня первого класса начальной школы, он страдает редким занудством и сентиментальностью. К примеру, пережить сцену болтовни за обеденным столом семьи Рейсеров и главного злодея мистера Роялтона ну очень трудно — такое впечатление, что пришёл в кино, но вдруг попал на ежевечерний сериал без пульта дистанционного управления в руках, отчего не можешь не только переключиться на другой канал, но даже и убрать звук. Кажется, что братки-режиссёры чересчур увлеклись воссозданием атмосферы давно минувших дней, не только насытив кадр предметами прошлого (чего стоит только красный дисковый телефон, который и у нас-то сейчас не везде сыщешь), но и попытавшись воссоздать атмосферу карамельных американских фильмов, воспевающих уют и достаток средней американской семьи. Но всё, как известно, хорошо в меру, а посему, когда тебе из раза в раз предлагают насладиться этим уютом и достатком, начинаешь тихо засыпать. Можно предположить, что эту часть фильма господа Вачовски предназначали для девочек, которые составят компанию мальчикам, привлечённым гоночными машинами. Если это так, то неприхотливой женской аудитории режиссёры потрафили более чем, так как здесь и ретро-гламурные наряды в ассортименте, и семейные истории с множеством разговоров, и, конечно же, любовь-морковь. Однако мужской (да и вообще взрослой) аудитории если и придётся скучать, то лишь в первые минуты фильма, когда Speed Racer стартует в стиле «Детей шпионов», потом постепенно градус экшна всё будет нарастать и нарастать. Кстати, о детях Ларри и Энди Вачовски позаботились особо, уделив весьма много времени младшему отпрыску семейства Рейсеров и его постоянному спутнику шимпанзе. Поли Литт, сыгравший лезущего во все дырки пацана, и обезьянка в итоге делают своё «чёрное дело»: пробивают-таки своим юмором зал и взрослая аудитория тоже смеётся, хотя изначально кажется, что мальчонка с бибизьяной только усугубят сериальную составляющую фильма.
Ну а главное блюдо «Спиди-гонщика» — это, безусловно, гонки, которые хитрецы режиссёры дают дозировано, постоянно увеличивая дозы и подсаживая на них зрителя, жаждущего всё больше и больше. Описать трассы и болиды практически невозможно, так как к гоночному безумию Вачовски идеально подходит известное выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Какие-то запредельные треки, располагающиеся на разной высоте и имеющие провалы, сумасшедшие машинки, которые умеют не только ездить, но и прыгать, драться, а иногда даже и летать, невероятный способ сохранения жизни пилотов, закукливающихся в гелевое яйцо в случае аварии. Но самое главное, как показаны гонки — это смесь мощного драйва, сентиментализма и юмора. Драйв, однако, превалирует, отчего в финальных заездах тебя просто вжимает в кресло, тебе тоже хочется схватиться за руль и жать на педали, так как умопомрачительный экшн, что выдают режиссёры в конце фильма, захватывает целиком и полностью. Не обошлось и без пародийных моментов — гонка без правил в пустыне подозрительно напоминает аналогичную гонку в «Звёздных войнах», что, впрочем, совершенно не напрягает, так как у Вачовски всё получилось просто здорово.
Возможно, кто-то решит, что в оживлённом аниме Speed Racer братья Вачовски повторили подвиг Роберта Родригеса, оживившего комикс «Город греха». Однако технологии несколько отличаются: в «Спиди-гонщике» изображения артистов не подверглись ни цифровой, ни какой-либо другой обработке — все играют в традиционном киногриме, а чудеса вокруг них творятся при помощи компьютерной графики. Правда, периодически при этом возникает эффект вклеенности (видно, что рядом с живыми людьми всё нарисовано), однако это, судя по всему, сделано специально, так как весь фильм режиссёры усиленно подчёркивают гламурность и особую нереальность происходящего. Такие запредельно яркие цветные картинки, в которых движутся настоящие, а не нарисованные люди. Кстати, о людях. На форумах уже можно встретить претензии к актёрской игре, что, в принципе, имеет под собой мало почвы: актёры играют адекватно замыслу режиссёров, то бишь воплощают на экране комикс, для которого не характерна глубина образов. А претензии наверняка возникают из-за того, что Вачовски переборщили с сериальностью, отчего временами условность начинает утомлять.
И пару слов о юморе, так как его в Speed Racer достаточно много. Скажем так, не всегда он взрослого уровня, есть совсем детские приколы (прямо как в мульте «Мадагаскар», где обезьяны кричали: «Закидаем какашками»). Однако отдельные моменты должны повеселить и взрослых (например, разборка семейки Рейсеров с ниндзя, или действия банды карикатурных итальянских мафиози) и в целом не напрячь, к тому же, как я уже говорил выше, усилия парочки детишек (пацана и обезьяны) не проходят втуне.
Фильм Ларри и Энди Вачовски «Спиди-гонщик» — великолепный зрелищный комикс, который портит излишняя болтовня. Если перетерпеть это занудство, особенно сильно напрягающее вначале, то можно получить большой кайф от невероятных гонок, которых ещё не было на экране.
Любите хорошее кино!