Накануне чемпионата Европы по футболу на российские экраны запустили утопическую комедию Александра Рогожкина «Игра», в которой футбольная сборная России побеждает в финале чемпионат мира, проходящего в Москве. Получилось скучно и не смешно.
Несколько лет назад великого бразильского футболиста, известного миру как Пеле, спросили, когда сборная России станет чемпионом мира по футболу, на что виртуоз мяча со злокозненным юмором ответил: «Когда сборная Бразилии станет чемпионом мира по хоккею», что, с учётом неучастия бразильцев в соревнованиях по хоккею с шайбой, означало одно: «Никогда». Однако, как говорится, мечтать не вредно, тем более сейчас, когда у России в спорте, что называется, попёрло и мы наступаем по всем фронтам, не исключая футбола. Есть, правда, одно: две громкие футбольные победы российских клубов (ЦСКА в 2005 году и «Зенита» в этом) одержаны на клубном уровне, то есть знак равенства между успехами клубов и сборной ставить нельзя, что наглядно демонстрирует Испания, чей чемпионат один из самых сильных, ведущие клубы — на лидирующих ролях в Европе, а сборная ничего не добивается.
Тем не менее поднимать дух болельщиков как-то надо, а посему, раз нет реальных побед в крупных футбольных турнирах на уровне сборных, эти победы надо придумать. В принципе, решение в основе правильное, так как лузерский дух никогда не будет способствовать победам, вот только вопрос, как этот дух будут поднимать. Уж не ведаю, каковы были пути фильма «Игра», но изначально существовал сценарий Сергея Раздорского «Одиссея левой ноги», который попал к Александру Рогожкину, признавшему его не возможным для съёмок, но после доработки принявший его в производство. Судя по тому, что сейчас наше государство активно спонсирует кинопроекты, направленные на воспитание молодёжи и поднятие патриотического духа у народонаселения, а среди тех, при чьей поддержке создан фильм, значатся и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и Российский футбольный союз, есть большая доля вероятности, что «Игра» — это чистой воды госзаказ. Вот только когда этот заказ исполнялся, ещё не было тотального победного шествия российских спортсменов, отчего, опять-таки предположительно, денег на фильм дали мало и он выглядит откровенно малобюджетным и очень не убедительным в основном посыле.
Александр Рогожкин, после громких серьёзных картин «Кукушка» и «Перегон», опять вернулся к жанру народной комедии в стиле многочисленных «Особенностей», где не важен сам предмет (будь то охота, рыбалка или футбол), а важен национальный колорит, отчего снял комедию «Особенности национального футбола», где умудрился и футбол не показать, и людей не посмешить. Уже приходилось читать мнения, что, мол, новый фильм Рогожкина совсем не про футбол. Ага, а про что же? Про то, как наши водку пьянствуют в любых ситуациях, даже на футбольном поле? Так это сатира, граничащая с поклёпом. К тому же, смею напомнить тем, кто не считает «Игру» фильмом о футболе, начальный титр, где белым по чёрному было написано: «Всем, кто верит в российский футбол, посвящается», то бишь миллионной армии футбольных болельщиков, к коим автор данных строк относится с 1986 года, когда впервые увидел матч высшей лиги чемпионата СССР по футболу. И что же увидели эти болельщики? Да всё те же приёмы, что использовал известный режиссёр в своих прошлых «Особенностях»: водка (ну и другие крепкие алкогольные напитки) — главный герой повествования: она есть и во фляжке администратора сборной России по футболу, и в ёмкости, что дают на поле футболистам освежиться, и в рабочих кабинетах сотрудников администрации сборной, не говоря уже про их карманы. А что же футбол? А футбол отсутствует как класс.
Те робкие, почти стыдливые попытки что-то показать, сводятся к примитивной имитации розыгрыша одного углового да попыткам жалкой массовки изобразить ревущий стадион, где присутствуют 80 тысяч зрителей, отчего приходится ухищряться оператору, пытаясь на крупных планах показать масштабное событие. Ну я понимаю, что денег не хватило на организацию мощного действа, тогда надо было хоть как-то абстрагироваться от количества зрителей. А то говорят, что 80 тысяч, а показывают центральную трибуну стадиона, где и 20 тысяч не уместится. И таких мелочей — пруд пруди. Вот сотрудник администрации сборной говорит, что для него футбол — это всё, а сам даже в телевизор не смотрит, когда наша сборная играет в полуфинале (!!!) чемпионата мира. А вот вечером к товарищам заходит массажист, который извлекает из кармана пузырь водки и говорит, как его пробрали крики на стадионе, где десятки тысяч кричали «Россия, вперёд!». Да е-мае, зачем нам слова, раз вы снимаете утопию, так покажите хотя бы, как это возможно на деле, покажите эту сумасшедшую радость россиян. Ведь если наши станут хотя бы чемпионами Европы, страна сойдёт с ума, ведь даже умопомрачительная победа сборной России по хоккею — это не исключительное, в принципе, событие. А что нам показывают?
Никакой атмосферы праздника и напряжённого ожидания, герои — какие-то зомби, которым футбол абсолютно по барабану, которые порадоваться не могут не только выходу наших из группы и победам на подступах к финалу, но даже и кубку чемпионов мира. Фильм — это череда отъездов-приездов автобусов сборной России (ну да, РФС дал свой транспорт поснимать), заходов и выходов из этих автобусов да немного пафосных речей о патриотизме («Надо, Федя, надо!»). Такое впечатление, что либо Рогожкин не любит российский футбол, либо реально оценивает его шансы и очень не хотел снимать утопию. По крайней мере жёсткие слова, поданные в виде шуточек, в фильме звучат, причём повторяются неоднократно, например: «Наши иногда так играют, что у слона не хватит здоровья на всё это взирать». Ну а уж финальные слова какого-то нашего потомка, фотографирующего футуристическую Москву (страшная компьютерная графика) просто добивают: «После этой победы наши выигрывали чемпионат мира еже дважды или трижды, я уже не помню». Офигеть! Из грязи да в князи! Что там французы, которые чтят две своих победы на мундиале, что там бразильцы, которые тоже ведут строгий учёт своему самому большому количеству выигрышей чемпионатов мира, то ли дело русские, которые даже не считают, сколько там мы чего навыигрывали. Нехорошо как-то, господин Рогожкин, так злостно шутить на больную тему, вы всё-таки снимали кино для россиян, а не для Запада, который можно пугать русским медведем.
Нет, конечно, не всё так плохо в «Игре», и посреди этого анемичной, мало эмоциональной (это в фильме о победе на чемпионате мира по футболу!!!) поделки нет-нет да и встречаются редкие удачи. Например, парочка юных футбольных талантов из специнтерната для детей с задержкой развития — настоящая находка, которая просто тянет весь фильм, не давая зрителю впасть в окончательную летаргию. Кстати, один из пацанов весьма похож на Аршавина — может, потому и в кино взяли. Неплохо смотрится Артур Ваха в роли массажиста сборной, но берёт он больше за счёт личной харизмы, а не хорошо прописанной роли. Волгоградец Артём Волобуев, который, похоже, стал любимым актёром Александра Рогожкина (уже во втором подряд его фильме после «Перегона» снимается) выглядит под стать остальным, то есть заторможено, но так же берёт обаянием. Не обошлось и без вечного для комедий Рогожкина Алексея Булдакова, который, конечно же, в картине бухает и изрекает. Интересно, когда-нибудь это кому-то из двух (режиссёру и актёру) надоест или нет?
Ну а главное достоинство картины — это всё-таки доброта, потому что, если отбросить всю эту ненужную мишуру с футболом, то снимал-таки режиссёр про маленьких людей и их разные слабости, над чем незлобно так шутил. Вот только футбол здесь причём? Особенно если это не проблемный фильм, а фильм-праздник, призванный укоренять в людях веру именно в российский футбол?
И напоследок ещё немного о словах Рогожкина. В своём интервью накануне выхода «Игры» в прокат, режиссёр со смехом поведал, что игроки «Зенита» посмотрели пиратскую копию фильма перед финалом Кубка УЕФА и победили. Даже если такое возможно, то, думается, картина могла их только разозлить, ибо более беспомощную ленту о футболе даже трудно представить.
Фильм Александра Рогожкина «Игра» — не смешная комедия в стиле «Особенностей национальной охоты», снятая левой ногой, где правильная идея даётся на ха-ха и потому может даже обидеть. Поклонникам футбола фильм смотреть категорически не рекомендуется.
Любите российский футбол!