Аки дракон, у которого на месте срубленной головы рождается новая, на экраны вышел фильм «Невероятный Халк» (The Incredible Hulk) Луи Летеррье, являющийся не продолжением картины Энга Ли «Халк», а новой версией комикса Marvel про Зелёного монстра. Экшн вышел на загляденье, а со всем остальным получился полный швах.
Попытка поднять денег на уже прозвучавшей теме — типична для Голливуда. Если первая версия «Халка», снятая талантливым Энгом Ли, получилась слишком сложной для комикса и не принесла ожидаемых денег, это не значит, что кто-то на фабрике грёз отступится. А посему спустя несколько лет зрителям предложили новую версию «Халка», что называется, «улучшенную и доработанную». Правда, улучшенность и доработанность касается только той части фильма, где на зрителя обрушивают всю мощь современной компьютерной графики, так как в остальном картину, длящуюся без малого два часа, смотреть довольно-таки скучно: и история уже известна, и персонажи деревянные, и всё это подозрительно напоминает другие фильмы.
Но сначала о плюсах, коих всё-таки достаточно, чтобы не отправить «Невероятного Халка» в полный отстой. Изначально просто мощным смотрелся кастинг, где присутствуют аж четыре звёзды первого плана: Эдвард Нортон, Лив Тайлер, Тим Рот и Уильям Херт, не уступающие звёздному составу прошлого «Халка» (Эрик Бана, Дженнифер Коннелли, Джош Лукас и Ник Нолти). В Голливуде встали на правильный путь приглашать в фильмы-комиксы не просто фактурных артистов, а хороших артистов, способных преодолеть изначальную картонность замысла. На недавнем примере «Железного человека», где сверкали Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу и Джефф Бриджес, можно было в очередной раз увидеть правильность подобного пути. Однако весь этот звёздный состав ещё надо организовать в дружный ансамбль, которому будет что сыграть. И вот здесь на первый план выходит фигура главного режиссёра, в кои отрядили Луи Летеррье, известного только тем, что он снял «знатный» боевик «Перевозчик-2». Лузерство режиссёра, способного снимать лишь по мотивам, наглядно и было им продемонстрировано, так как его фильм иначе как «Халком-2» и не назовёшь, а если фильм отчасти и получился, то не благодаря ему, а вопреки. (Ага, хорошенькие такие плюсы получаются). Летеррье словно решил для себя, что вся история достаточно бредовая, отчего зрителю особо не нужна, и можно полностью сконцентрироваться на показе боевых сцен, перемежая их шутками и небольшими географическим путешествиями, что вкупе даст нужный эффект. Что ж, юному поколению, ценящему в кино прежде всего зрелищную сторону, режиссёр несомненно потрафил — спецэффекты и местами ураганный экшн получились даже-даже: Халк — большой, зелёный, мощный, рыкающий почём зря и расшвыривающий машинки и людишек по всем сторонам света, у Халка есть противник — ещё более мощный монстр, тоже рыкающий почём зря и ещё сильнее расшвыривающий машинки и людишек по всем сторонам света, их финальная битва — венец мироздания (в рамках вселенной «Халка», конечно), такая могучая раздача исполинских люлей, когда всё вокруг разносится на частицы. С большого экрана это смотрится и мощно, и эффектно, порой вжимая зрителя в кресло. Но ведь 2 часа экранного времени нельзя занять только компьютерной графикой — никакого бюджета не хватит. И вот здесь начинается самое плохое.
Теперь точно о минусах. Самый мощный минус — это элементарно плохо прописанная история, укладывающаяся в одном предложение: учёный стал жертвой эксперимента, когда злится, превращается в большого зелёного монстра, военные хотят вернуть его в родное полено, то бишь свои лаборатории, а внезапно воспылавший к Халку завистливой ненавистью спецназовец тоже становится монстром. Для ста четырнадцати минут, что длится картина, маловато будет. Нет, здесь есть, конечно, любовная история (куда же без неё, на комиксы ведь не только мужской пол ходит), но её не провальность — целиком заслуга Лив Тайлер, да к тому же эта линия факультативна, то есть необязательна, ибо её прописанность оставляет желать лучшего. Звёздам вообще откровенно не повезло с проектом, хоть Эдвард Нортон и участвовал лично в написании сценария. Играть главной звезде фильма по сути нечего: зеленеющие глаза ему подрисовывают, изобразить муки физического страдания может любой студент театрального вуза, когда подключается технология CGI (computer generated images) актёра и вовсе нет в кадре. Вот разве что Нортону удалось показать некую исключенность своего персонажа из обычного мира, ну на то он и большой актёр, чтобы при минимуме возможности выдать максимум. А вообще-то, Нортон в роли доктора Баннера напоминает другого своего персонажа — внешне некузявого музейного грабителя из «Медвежатника». Только в том фильме у него было море времени и возможности создать образ, а в «Невероятном Халке» ему делать особо нечего.
Ещё больше не повезло Тиму Роту и Уильяму Херту, кому достались до безобразия ограниченные персонажи. Рот сыграл такого дикого спецназовца с русскими корнями по фамилии Эмил Блонский (ага, нормальные такие русские имя и фамилия), который спит и видит, как «уделать Халка в третьем раунде». Достойное занятие для артиста, снимавшегося у лучших режиссёров мира. Как мне показалось, Тим Рот играет, что называется, не приходя в сознание, отрабатывая большой гонорар и, возможно, мечтая о новых хороших ролях. И уж совсем плохи дела в «Невероятном Халке» у Уильяма Херта, которому дали роль дубового генерала. После того как этот генерал командует: «Отходим все», отворачивается от собственной дочери и садится в бронированную машину, а затем начинает заламывать руки из-за того, что дочь не села за ним и попала в лапы к монстру, понимаешь, что у Уильяма Херта была не роль, а реплики, которые он произносил бодро, не теряя при этом глупого вида. Если таким образом француз Летеррье хотел заклеймить американскую военщину, то у него ничего не получилось — картонный персонаж не рождает ассоциаций с реальными людьми.
Слава богу, что кого-то осенила благостная идея пригласить на роль подруги главного героя Лив Тайлер, после небольшого перерыва вернувшуюся в большое кино. Лив привнесла в картину нежность и мягкость, читай, человечность, хоть как-то примиряя с бездушностью общей картины. Если и есть на что любоваться в «Невероятном Халке», так это на актрису, так как других красот замечено не было.
Мало того что Летеррье режиссёр не очень талантливый, так у него ещё и с фантазией плохо, отчего «Невероятный Халк» попеременно напоминает разные известные фильмы. Спецкоманда, гоняющаяся за монстром на спецтранспорте, — привет из «Хищника-2», чудовище, защищающее красавицу и утаскивающее её куда-то в пещеры, — привет из «Кинг-Конга», монстр, созданный при помощи инъекций наподобие другого монстра для борьбы с ним, — привет из «Лиги выдающихся джентльменов», мечущаяся по улицам города камера — привет совсем свежему «Монстро», с которого режиссёр просто потянул манеру показа исполинского существа, разрушающего городской ландшафт.
У фильма невероятное количество весёленьких ляпов, характерных для комиксов (одна смена погоды и времени суток в одной сцене чего стоит), но особо можно отметить те, которые можно было элементарно обойти: вот герой лечит подружку, что низя пользоваться сотовыми (ну не знает доктор, что даже выключенный мобильник не панацея) и пластиковыми картами, а сам спокойно заходит куда-то, где есть комп с выходом в Интернет, и палит электронный адрес, личность и местоположение своего сообщника. Добрый, добрый доктор.
Есть у «Невероятного Халка» и чисто техническая проблема: экшн-сцены выполнены по большей части на тёмном фоне, отчего не всегда можно элементарно понять, что происходит, хотя переплюнуть мечущуюся в темноте камеру в «Чужих против Хищника-2» переплюнуть не удалось.
Ну и до кучи фильм изобилует третьестепенными сюжетными линиями, которые начинаются ниоткуда и туда же пропадают, хотя, например, было бы весьма интересно посмотреть, что же стало со стариком, хапнувшим энергетического напитка с кровью Халка, ведь нам лишь сообщают, что он его «взбодрил сверх меры». Опять фантазии не хватило показать, в чём заключалось это взбадривание?
Фильм Луи Летеррье «Невероятный Халк» — типичный голливудский комикс, типичная ремесленная работа, в которой на первом плане — спецэффекты, а известные артисты — всё больше для афиши и привлечения большего количества зрителей. Любителям комиксов понравится, хотя усекновение минут на 30-40 фильму бы не помешало. И да: это жалкая попытка превзойти «Халка» Энга Ли, с которым, по художественным достоинствам, «Невероятный Халк» даже близко не стоит.
Любите хорошее кино!