Все дороги ведут в Голливуд. В современном кинобизнесе — это аксиома. Туда и отправился самый успешный на сегодняшний момент в коммерческом плане российский режиссёр Тимур Бекмамбетов, дебютировавший на фабрике грёз крупнобюджетным боевиком «Особо опасен» (Wanted). Вышло бредовенько, зато громко, лихо, эффектно и местами весьма смешно.
Вероятность приглашения автора самых кассовых российских фильмов Тимура Бекмамбетова в Голливуд после десятков миллионов прибыли, что принесли его картины, была настолько высока, отчего стоял лишь вопрос времени — когда это свершится. Попытка восшествия Бекмамбетова на голливудский Олимп состоялась в этом году и предоставляет из себя залихватскую экранизацию комикса. Собственно, то, что режиссёр не умеет снимать ничего другого, кроме фильмов со спецэффектами, Бекмамбетов уже доказал, посему ему дали в США снимать не сложнопостановочную драму (упаси нас Бог больше от драм по Тимуру), а самый что ни нас есть боевицкий боевик — комикс Марка Миллара про боевое братство под названием Орден ткачей, которое мочит почём зря всех неугодных ткани людей. А вот бодрое кино наш человек в Голливуде снимать умеет, что и доказал в очередной раз. Бекмамбетов совершенно не стал ломать голову над содержанием, максимально сосредоточившись на форме и выдав новую «Матрицу» с элементами «Ночного дозора» в стиле «Мистера и миссис Смит» (Брэд Питт, увы, отсутствует, зато боевитая Анджелина Джоли в наличии).
История нео-Нео, то бишь нового Нео, повторяется почти в деталях: замурзанный клерк работает в офисном муравейнике, потом появляется лихая дженщина в чёрном (эх, где эти кожаные штаны Тринити), которая отводит его к чёрному парню (постаревший Морфеус прикидывается интеллигентом и носит очки), предложившему клерку сделать выбор. Что произойдёт дальше, уже понятно. Ну да сюжет — это вообще не самая сильная сторона фильма «Особо опасен», так как режиссёр писал картину крупными яркими мазками без полутонов, подмазывая зрителя неплохим юмором, как только намечался хоть какой-то смысл происходящего. Правда, это не спасает предфинальный поворот угла зрения на 180 градусов, когда авторы вдруг запросто заявляют, что в действительности всё было не так, как на самом деле, и предлагают новую версию событий, совершенно не потрудившись подготовить для этого почву в предыдущие полтора часа экранного времени. Но что не сделаешь, дабы показать зрителю фокус и поиметь возможность придать происходящему ещё большей лихости.
А вот с чем полный порядок у «Особо опасен», так это с юмором и экшном, причём что из них рулит, можно даже не определить запросто. Лично меня больше греет юмор Бекмамбетова, так как он смешной, да к тому же имеет немало отсылок к его прошлым фильмам и частично будет понятен только в России. Главный юмор фильма — это стеб над орденом вольных каменщиков, которые здесь превратились в понтующихся членов Братства ткачей, размахивающих огнестрельным оружием всех видов и калибров. Если у масонов орудия труда каменщиков являются декоративными, то у ткачей-братанов всё по-настоящему — тусят они натурально на текстильной фабрике, где ткут настоящую ткань. Но ткань у них не простая, а… Нет, не золотая — это Ткань судьбы. Здесь уже подключаются аллюзии на «Дневной дозор» с его Мелом судьбы. Ткань тут шибко вумная и правит миром, выдавая во время ткацких процедур мегашифр, который могут прочитать, напустив на себя таинственный вид, только избранные члены братства (наверное, перед этим они употребляют загадочную наркотическую смесь, но эта тема, увы, не раскрыта). По ходу, Бекмамбетову было самому так смешно, что он довёл эту комиксовую идею до полного маразма, причём актёров не предупредил, отчего и Морган Фриман, и Анджелина Джоли, и Джеймс Макэвой имеют перед камерой столь серьёзные лица, что закрадывается подозрение: а не издевался ли над ними Бекмамбетов?
Дабы никто ничего не заподозрил, основной сатирический удар режиссёр наносит по офисной системе, делающей из человека винтик в большом и дурацком механизме. И вот здесь себя во всей красе показывает шотландец Джеймс Макэвой, ставший знаменитым после фильма «Искупление». Этот артист, невероятно похожий на Кирилла Пирогова, столь хорошо вжился в роль современного маленького человека, что даже его перевоплощение в супермена мало что изменило, отчего главный герой боевика получился таким лузером с зубами, который постоянно извиняется, когда совершает очередную бяку. Если бы Сергей Безруков (ну куда же без «нашего всего» в проекте Бекмамбетова), кто озвучил этого мини-Нео, подбавил рефлективно-извинительных ноток в голос своего персонажа, то, глядишь, героя бы можно было соотнести со Слонёнком из знаменитого советского кукольного мультфильма, что добавило бы комичности в происходящее. Но и без этого одни только переживания клерка за имущество, выдаваемые даже в экстремальной ситуации, очень веселят (например, вопль во время автомобильной погони с перестрелкой: «Ты чё творишь, ты зачем машину ломаешь? Она хоть застрахована?»). Даже странно, что на эту роль гадкого утёнка Макэвоя долго не хотели утверждать продюсеры, ведь хороший не замыленный актёр для боевика — настоящая находка.
Отдельная тема фильма — это русский след, без которого российский режиссёр не мог обойтись. Одна направляющая — это аллюзии на оба «Дозора»: здесь и периодически жужжащие насекомые, и нарушающие законы физики автомобили, могущие перемещаться, как нам известно из творчества Бекмамбетова, не только согласно закону всемирного тяготения, и даже красная машинка, в которую секс-бомба фильма (место Жанны Фриске заняла более известная в мире Анджелина Джоли) сажает главного героя. И конечно же, какой фильм Тимура Бекмамбетов без Константина Хабенского, которому в «Особо опасен» досталась полноценная роль второго плана — российский актёр играет глумливого члена братства, отвечающего у ткачей за банно-восковую регенерацию их измочаленных в битвах тел. Как и в «Ночном дозоре», герою Константина придётся пройти через реанимацию, только вместо доброго Гесера массаж грудной клетки и даже поцелуй подарит ему сексапильная героиня Анджелины Джоли. Хабенский является таким переходным мостиком к другой направляющей русской темы картины — собственно российских артефактов на американском экране. Как вы думаете, чем подлечивает помацанного нео-Нео Костя Хабенский? Ну натурально водкой, причём приходящий в себя главгерой тут же требует добавки, спрашивает, что это такое классное он пил, и тут же делает потрясающее умозаключение — раз человек поит его водкой, значит, он русский. Другой момент — это транспортное средство героини Анджелины Джоли, когда действие непонятно зачем переносится в Чехию (там же снимали часть «Иронии судьбы-2», может, Бекмамбетов таким образом покиллял двух собак?) — голливудская дива носится на «Жигулях» первой модели, что выглядит довольно-таки сюрреалистически. Кто бы до этого сказал, что Джоли сядет за руль «копейки» — в жизнь бы не поверил.
А главная аудиовизуальная ударная сила «Особо опасен» — это, конечно, же запредельный, зубодробительный, кресловжимающий, прямо-таки надчеловеческий экшн, за который поклонники фильмов действия простят Бекмамбетову любые логические неувязки и непонятки. Если погони на автомобилях, то это обязательно не только крэши и столкновения, но и лихое нарушение законов физики, если перестрелки, то здесь и вынос мозгов, и показ полёта пуль в подробностях, и потрясающие трюки, если борьба антагонистов, то на фоне какого-то мегакрушения поезда, если финальная раздача люлей, то несколько минут перестрелки в режиме нон-стоп. Добавим сюда хитровыдуманные способы убийства членами Братства ткачей своих жертв, межличностные разборки и развесёлую выходку с крысами, не забудем про клиповую эстетику, эффектно выстроенный кадр и бодряцкий монтаж, и получаем почти не прерывающийся драйв, когда на переведение духа между забойными сценами иногда нет и минуты. Бекмамбетов хорошо понял, что от него требуется и, не придумав почти ничего нового, сделал забойное кино.
И ещё несколько слов об артистах. Выше я уже высказал респекты Джейсу Макэвою и Константину Хабенскому, добавлю лишь, что эта пара (а у Хабенского почти все сцены — совместные с шотландцем) — самая живая в фильме, отчего комикс приобретает черты человечности и рождает хотя бы минимальное чувство сопереживания. Чего совершенно не скажешь о Моргане Фримане и Анджелине Джоли, которые сработали привычно профессионально, однако воспроизвели всё то, что уже неоднократно демонстрировали на киноэкранах. Морган Фриман, кажется, уже полностью одеревенел и теперь может играть только умудрённых опытом немногословных боссов уровня. Смотрится он в подобных ролях эффектно, но, надо сказать, уже порядком поднадоел. Анджелина Джоли даже не пытается придумать что-то новое, изображая безбашенную оторву в стиле Лары Крофт или миссис Смит, что уже тоже начинает надоедать. Да, Бекмамбетов не упустил возможности потрафить поклонникам актрисы и устроил для них эротическую галлюцинацию: обнажённая Джоли, с увеличенным количеством татуировок (ну почти форменная боевичка Якудзы), сверкает в кадре пару секунд, причём усилиями Хабенского эпизод из эротического превращается в юмористический.
Ну а если и предъявлять к фильму какие-то претензии, то лишь по факту почти полного отсутствия смысла и провалов в логике — комикс есть комикс, отчего даже элементарные вещи (что за Орден, за счёт чего он управляет миром и тому подобное) не получают объяснения. Возможно, в современном мире форма действительно победила содержание, которое постепенно стремиться к нулю, сводясь к тасованию колоды из нескольких известных сюжетов.
Фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» — отличное жанровое кино, боевик в самом лучшем его смысле, где экшн, помноженный на спецэффекты (кстати, сделанные русскими умельцами), даёт отличный результат. И да: пуля может лететь не только по прямой — доказано Бекмамбетовым.
Любите хорошее кино!