«Ура, читатель, ты сдурел» - написал когда-то мой друг по юности в своей шутливой поэме. После просмотра «Дуры» его строчку можно перефразировать: «Ура, о зритель, офигел?»
Со всей ответственностью заявляю: «Дура» на данном этапе - это наше всё в кино. Так меня в кинотеатре не втыкало с прошлого года, когда после «Богини» Ренаты Литвиновой не хотелось говорить несколько часов кряду. Зрители, которые по ходу премьерного просмотра «Дуры» в арт-зале ТРЦ «Пирамида» разве что с кресел от смеха не сползали, встретили концовку гробовой тишиной, среди коей отчетливо слышались чьи-то рыдания. Я в первый раз видел, чтобы посетители коммерческого кинотеатра досидели до надписи на экране «Конец фильма», которая следует за длинной вереницей титров. Никто не встал и не ушёл. После хотелось только одного – тихенько встать и унести это состояние офигения куда-нибудь подальше, чтобы не расплескать его.
«Дура» - это потрясающее кино во всех смыслах этого слова. (Написал предыдущее предложение и понял, что впервые употребил такую хвалебную тираду за те два года, что пишу о кино). Это кино – о жизни, о нас с вами, это кино, от которого невозможно оторваться, причём ловишь себя на этой мысли, только когда выходишь из зала: «А ведь Евгений (актёр Евгений Редько, кстати, наш земляк, сыграл в «Дуре» главную роль) на «предматчевой» пресс-конференции говорил, что фильм смотрится на одном дыхании!» И ведь смотрится, хотя блокбастером здесь даже и не пахнет. Наверное, так сошлись звёзды, чтобы в одно время, в одном месте собралась куча талантливых людей, которая за символические для современного кинематографа деньги сделала если не шедевр, то такое кино, которое пробирает до спинного мозга, втыкает «по самое не хочу» и заставляет чувствовать даже самых циничных.
О сюжете фильма бесполезно говорить, хотя он есть: живут две сестры-двойняшки, одна актриса, а другая – дура. Обе влюбляются в одного мужчину, а заканчивается всё трагически. Звучит крайне странно, но тем не менее на таком материале дебютант в большом кино Максим Коростышевский сумел сделать Фильм с большой буквы.
Поразительно в этом Фильме всё: операторская работа Марии Соловьёвой (казалось бы, ну что тут снимать: лицо женщины в форточке, освёщенное уличным фонарём, и идущий дождь, но боже, как это красиво в «Дуре»), музыкальное оформление (музыка Сергея Шустицкого и Ивана Волкова до того неотделима от происходящего на экране, что её просто не осознаёшь), гениальные фразочки (зацените: «Иногда так бывает: ты есть, а тебя никому не нужно», и подобные перлы щедро рассыпаны по всему фильму) актёрская работа (несомненная удача Оксаны Коростышевской, жены режиссёра, пробившейся на роль дуры Ульяны Тулиной через жесточайший кастинг – к слову, Ульяну должна была играть Виктория Толстоганова; вообще все актёры идеально соответствуют своим героям) и, конечно же, внятная режиссура: Максим Коростышевский точно знал, чего он хотел, и это получилось. Если не верите, сходите в кинотеатр и попробуйте сдержать чувства. Если у вас это получится, вы – робот.
Конечно, «Дура» не избежала недостатков: есть несколько смысловых глюков (зачем-то нормальная сестра тащит дуру с собой к театру, чтобы та потом одна добиралась к себе на работу, или зачем-то в начале фильма упоминается краеведческий музей, в котором работает герой Евгения Редько и коий потом «чудесным» образом исчезает из повествования, и тому подобное), но не будем забывать, что режиссёр все ж таки дебютант, и если он сумел достучаться до всех сердец, присутствующих на одном просмотре (а люди там были разные), то честь ему и хвала.
Максим Коростышевский, когда его спросили, про что кино, ответил: «Это история атипичного человека». Можно сказать, что режиссёр снял атипичное кино, которое нужно посмотреть любому ценителю этого вида искусства. Типичных людей, восторгающихся «Войной миров», просьба не беспокоиться.