Федор Тютчев с хлебозавода
«Эй, вратарь, готовься к бою. Часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет». В старой советской комедии эта песенка была, несмотря на всю воспитательную начинку, просто песенкой. Но в фильме Андрея Малюкова «Матч» боевой характер спортивной игры перестает быть метафорой.
Кстати, между фильмом «Вратарь», в котором и прозвучала эта песня, и «Матчем» прослеживаются интересные связи. Во-первых, выражение «матч смерти» ввел в оборот Лев Кассиль, автор «Вратаря республики», по которому и сняли упомянутую картину. А во-вторых, во «Вратаре» снялись многие футболисты того самого киевского «Динамо», которое было расстреляно нацистами в 1942 году.
Напомним, как все было в действительности. На оккупированной немцами Украине решили возрождать футбол. Из концлагерей освободили футболистов. В представлявшей хлебозавод команде «Старт» играли не только динамовцы, были спортсмены и из других коллективов. Например, футболист с поэтическим именем Федор Тютчев до войны выступал за ЦДКА. Новая команда принялась всех обыгрывать. В том числе и немцев. Чтобы восстановить пошатнувшийся престиж, истинные арийцы потребовали реванш и усилили состав профессиональными игроками из Германии. Матч-реванш вошел в историю как «матч смерти». Киевлян представители «высшей расы» предупредили, что не надо выигрывать у победителей. Но на глазах у земляков футболисты показали, кто тут победитель. Вскоре команду расформировали, а ее игроков – кого снова в лагеря, кого – к стенке.
Когда о фильме «Матч» стало известно из анонсов в кинотеатре, сердце радостно екнуло: наконец-то! Эта история давно просила экранизации. Пока режиссеры снимают ремейки старых лент да переносят на экран комиксы, событие из настоящей жизни ждало своей очереди. И дождалось. И сразу стало тревожно: ведь, взявшись за эту тему, не справиться с задачей – это почти преступление. А сколько таких преступлений против искусства и памяти людей мы видели за последнее время! Но «Матч» получился настоящим. На его бытовую и художественную честность приятно смотреть, не заключая позорного «договорняка» с чувством вкуса. Fair play – на поле и в кадре.
Бесстрашие вратаря перед одиннадцатиметровым
Фильмов о спорте в отечественном кинематографе создано не так уж много. У янки, например, про один американский футбол снято больше, чем у нас про всю олимпийскую программу. Впрочем, футбол настоящий вниманием все же у советских и российских режиссеров не обделен. Приключения команды «Газмяс» мы, уж позвольте, проигнорируем и вспомним те картины, что находятся по эту сторону добра и зла.
Самым футбольным (и, наверно, поэтому наименее известным) является «Удар! Еще удар!» Виктора Садовского на сценарий все того же Льва Кассиля. Пожалуй, ни в одной нашей ленте сам ход матча не передан так подробно и достоверно. Но то, что происходит за пределами газона, представляет не столь большой интерес.
«Футболист» Александра Гордона затрагивает неспортивную составляющую большого спорта: игры на тотализаторе и договорные матчи. Но это больше повествование о справедливости. Футбольной страсти там все же нет.
Нельзя не упомянуть «Гарпастум» Алексея Германа-младшего. В некоторых интонациях он близок «Матчу»: здесь тоже футбол, тоже война, тоже любовь. Хотя в итоге дарит совсем иное настроение.
А вот по образу главного героя все же ближе всех к картине Малюкова стоят «Запасной игрок» Семена Тимошенко и, конечно, его же «Вратарь». Главным героям приходится занимать место в воротах и спасать команду при пенальти. И в «Матче» на первом плане вновь фигура голкипера. Так уж, видимо, полагается в нашем кино. Хотя причина, как мне видится, несколько глубже.
Вратарь – это больше, чем защитник. За ним уже никого. Велика Россия, а отступать некуда! За линией ворот земли для нас нет! Это очень по-русски. Ведь и все свои самые славные победы Россия одерживала в оборонительной войне, защищая свои земли, а не в колониальных захватах. Да и взять игровые виды спорта – великими нападающими по праву могут гордиться бразильцы, аргентинцы, итальянцы, немцы и т. д. Но лучший вратарь ХХ века – это наш Лев Яшин. А лучший голкипер столетия в хоккее – Владислав Третьяк. А в гандболе – Андрей Лавров. Это по оценкам международного сообщества. Понимаете, вратарскую позицию в мировом спорте мы за собой застолбили.
Кто сыграл лучше: актер или вратарь?
Героя Сергея Безрукова зовут Николай Раневич. Его историческим прототипом был вратарь «Динамо» Николай Трусевич. Создатели фильма не обошлись без любовной линии, пойдя за сильными эмоциями по легкому пути. Пожалуй, что зря. Сложные творческие задачи решать все же интереснее. И результаты могут быть выше. Но романтическая история оказалась удачно вписана в общую канву. А что удачно, то нет смысла осуждать.
К тому же женская линия помогает раскрыть ту сторону войны, о которой предпочитали не говорить в советских кино и литературе. Как говорит сестра футболиста Ковтуна Ольга (Екатерина Климова), «женщины всегда достаются победителям». И красивые, верные подруги, чтобы спасти своих мужчин, опускаются до уровня проституток. Искренне надеюсь, что читательницы никогда и не будут стоять перед таким выбором. Но на всякий случай рекомендую прочесть вольтеровского «Кандида» - там все про это написано.
А Ольга, принимая решение пойти в немецкие содержанки, проводит помадой по горлу, оставляя кроваво-красный след.
«Матч» актерский фильм. В нем много чувств, много мимики и жестов. «Матч» режиссерский фильм. Он уходит от обилия взрывов и крови на экране, от сцен расстрела, хотя здесь-то есть где развернуться. Ведь в основе сценария еще одна трагедия той войны. Не столь романтическая, но еще более страшная: Бабий Яр. Но Андрей Малюков не уподобляется тем постановщикам, которые вместо команды «мотор» кричат: «Пли!» - и запечатлевают на пленку месиво бутафорского мяса. Сцены расстрела в картине нет. Зритель увидит лишь залитые мягким лунным светом обнаженные тела множества убитых людей в овраге.
Уже слышно много возгласов: опять Безруков! Ну да, опять. Человек много работает. А у нас ведь это не принято. Я помню, как в детстве на летней обязательной трудовой практике в совхозе я выполнил норму и отправился за новой порцией работы, надеясь получить премиальные. Работу сделал, дополнительные деньги получил. А бабушка потом говорила, что я не прав - некрасиво высовываться. А Безруков опять сыграл здорово. Если б вратарь сыграл плохо, его бы не расстреляли.
Оценка фильма: 9 из 10.
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром "Диамант-Синема".