Вот и вышли на экран очередные «Люди в черном». По некоторым данным, это заключительная часть трилогии. В будущем мы еще увидим новые приключения агентов Кея и Джея, но уже в новом актерском составе. А пока поговорим о том, что есть.
Режиссер Барри Зонненфельд остался верен выбранной ранее стилистике. Фильм продолжает традиции более ранних частей. Двое мужчин в строгих костюмах, много смешных монстров, черный юмор и люди в черном юморе.
Томми Ли Джонс заметно постарел, но все так же невозмутим и саркастичен. Уилл Смит все так же притворяется актером, которому нужно соответствовать партнеру по дуэту. И Смит честно играет негра. Да, в американском кинематографе есть такое распространенное ампула: негр. И цвет кожи тут, пожалуй, обязательное, но далеко не главное условие. Негр – это глупо улыбающийся парень, перемежающий реплики дурацкими ужимками. Он добродушен и смел, но при этом чертовски боится за свою «черную задницу» (цитата из одного (хотя почему только одного?) фильма). В общем, это такая опора современного штатовского общества. Для Уилла Смита вполне привычный типаж. Не то же ли самое мы видели в «Хэнкоке»? А скольких таких негров сыграл Эдди Мерфи? А Крис Такер? Может, заокеанского зрителя это и умиляет, но нам-то за какие грехи каждый раз подсовывают одного и того же персонажа?
В этот раз агенту Джею пришлось отправиться в прошлое вслед за главным негодяем Борисом по кличке Животное. Борис проник в 1969 год и убил агента Кея. А без Кея, оказывается, Земля беззащитна перед инопланетной угрозой. В современном сюжетном искусстве путешествия туда-сюда во времени стали делом вполне привычным.
Если пытаться сделать небольшой экскурс (единственная доступная нам форма проникновения в прошлое) к произведениям, где уже использовался мотив хождения в прошедшее время, то неизбежно вспоминается Рэй Брэдбери. Кей, по словам одного из действующих лиц фильма, это лишь пиксель на общей картине мира, но он оказывается очень важным пикселем. В рассказе «И грянул гром» знаменитый американский фантаст показал, как незаменима для хода истории может быть простая бабочка.
Рекламная фраза третьей части «Людей в черном» «Вперед в прошлое» отсылает нас к киносказке «Назад в будущее». Но ведь далеко не только в этом старом добром фильме персонажи наведывались в минувшее. И в Голливуде, и у нас такие истории не редкость. В принципе все такие сюжеты можно разделить на две части: 1) прошлое и настоящее не связаны между собой, герои просто попадают в другие декорации; 2) прошедшее время оказывает прямое воздействие на настоящее или наоборот. Если ко второму мы уже отнесли «И грянул гром», то «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена классический литературный пример первого.
Точно так же Алиса Селезнева («Гостья из будущего»), оказавшись в наших днях, никак не потрясает основы своего мира. Персонажи военных лент «Мы из будущего» и «Туман» просто обогатились личными впечатлениями от боев с фашистами. «Невероятные приключения Билла и Теда» в разных исторических эпохах никак не влияют на летописи.
Интереснее другой случай. Когда будущее пытаются изменить в прошлом. В первую очередь здесь стоит назвать шедевр Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Не забудем и «Терминатора», в котором взрослый Джон Коннор послал в ХХ век киборга, чтобы спасти себя маленького. Канадский мультсериал «Битвы зверей» удачно связал оригинальный сюжет с канонической историей «Трансформеров». Список можно продолжать. Но ограничимся тем, что завершим его «Людьми в черном».
Агент Джей не только помогает агенту Кею спасти Землю, но и узнает кое-что важное про самого себя. Но не будем портить вам удовольствие от просмотра…
Чего не стоит ждать от этой комедии, так это глубокой философии. Чего стоит, так яркого действия, остроумных шуток, потешных драк. Некоторые моменты действительно не просто смешны, но довольно изящны. Когда Джей просит у девочки стакан с шоколадным молоком. Та обиженно говорит маме, что ее молоко выпил президент. В первой части, вышедшей еще при Клинтоне, шутка бы «не прокатила».
Будет очень много необычных монстров с других планет. На нашем шарике, оказывается, от них просто некуда скрыться. Так, Джей признается, что первые четыре года работы в своем Бюро никак не мог свыкнуться с тем, что все фотомодели – пришельцы. Кстати, Мик Джаггер тоже из них. Впрочем, с этим и не поспоришь, как посмотришь на него.
Ну а любители живописи узнают кое-что новое об Энди Уорхоле. Он был коллегой Джея и Кея. В общем, г-н Фоменко со своей альтернативной хронологией отдыхает. Или он тоже из другой галактики?
Оценка фильма: 8 из 10.
Зал для просмотра предоставлен кинотеатром «Диамант-Синема».