Наш земляк Евгений Редько сыграл в идущем сейчас на киноэкранах фильме «Дура» главную мужскую роль. Евгений - театральный актёр (он служит в РАМТе - Российском академическом молодёжном театре), в кино снимается редко, но метко. На родину артист приезжает к родственникам, а в этом году его визит в родные пенаты совпал с общероссийской премьерой «Дуры», которую Евгений и представил волгоградцам. Перед показом актёр пообщался с немногочисленной пишущей братией.
- Расскажите немного о себе: у вас волгоградские корни, а мы ничего об этом не знаем?
- Я из Панфилово, это в Новоаннинском районе. Когда-то мои деды получили земли на Нижней Волге. Где-то тогда была чуть ли не Чёрная речка, чуть ли не деревня Бесово, и там до сих пор существует название Редькина балка. Уже никакой балки нет, но там был хутор в три избы, где жили мои деды, которых в своё время раскулачили: кого-то сослали на Соловки, кто-то бежал в Грузию, а основная часть осела в Панфилово. И отец мой из Новоанниского района, и родственники там сейчас живут, я к ним езжу, но, к сожалению, это удаётся не каждый год. Я приезжаю сюда немножко отдохнуть, попахать, устать, уже третий год нет отца, и я ощущаю бесконечный огромный груз семьи.
- Как приняли «Дуру» на Московском кинофестивале, где состоялась премьера?
- Я почувствовал, что фильм принимается очень хорошо. Что удивительно, даже людьми, которые пишут для кино в определённые издания. Как-то на «Кинотавре» я разговорился с журналисткой. Я её спрашиваю: «Почему вы не смотрите картину, ведь она очень интересная?» На что получил ответ: «А зачем? У меня есть трафарет, по которому я уже могу писать». «Это какая же скучная у вас профессия», - говорю ей я. А она отвечает: «Да». И вот этих людей фильм впечатлил. Ещё его хорошо приняли, что называется, рабочие лошадки от кино: директора, продюсеры, администраторы, прокатчики. Картина так начинает властвовать тобой, что ты ловишь себя на мысли: «Ой, я плачу». Причём несмотря на слёзы картина «не теряется»: там такой жесткий монтаж, что скучать просто некогда.
- А на вас какое впечатление произвела готовая картина?
- У меня было несколько периодов восприятия картины. Был отснят огромный материал, у всех актёров были полноценные роли, это не были эпизоды, оставшиеся в фильме. Но в окончательной версии «Дура» идёт меньше полутора часов, хотя изначально она была гораздо длиннее. Когда я смотрел первую копию, мне можно было сказать: «Тупой, откройся». Я не мог понять, где мои сцены, потрясающие планы. После фильма ко мне подошел один актёр и говорит: «Жень, ну чего ж ты тут не дотянул?». А я ему: «Я ещё как дотянул, что просто рыдал в кадре». Было обидно. Ведь кино иной раз идёт просто до крови, когда снимается большое количество дублей с разбиванием стекла, а это потом не входит в окончательную версию. Или мы снимали сцену на крыше. Был жуткий мороз, а мы были в достаточно лёгкой одежде и якобы пили водку. У меня рот от мороза почти не открывался - ведь снимали почти весь день. Мне после этого Буратино можно было играть без грима целую неделю.
- На ваш взгляд, дебют Коростышевского как режиссёра удался?
- Я бы не назвал его дебютантом. Он не после ВГИКа (Максим окончил в 1992 году актёрский факультет Щукинского училища. - Прим. авт.), не после режиссёрских курсов, это человек, который великолепно знает, что он хочет. И вот именно на фестивале, где была премьера, я вдруг увидел картину, к которой у меня нет замечаний и вопросов, абсолютно отпало вот это «Как же ты убрал мои сцены?». Максим сделал целостную картину, где все актёры на месте. Для дебютанта он слишком профессиональный человек.
- А вы с Максимом были знакомы?
- Нет, пришёл на пробы на общих основаниях. Пробовалось множество актёров разного возраста. Меня порекомендовали режиссёру как хорошего театрального актёра, он посмотрел мои фотографии и произнёс фразу, которая меня очень подкупила: «Дайте ему сценарий». Кстати, сценарий пробивали лет пять, никто не хотел снимать. Когда я его прочитал, то восторженно сказал: «Я хочу сниматься в каждой роли, даже не знаю, что выбрать».
- Долго снимался фильм и какой у него был бюджет?
- О, картина малобюджетная, даже не буду говорить, сколько она стоила. Снимали с конца октября до середины декабря - почти два месяца. Когда мне сказали о таких сроках, я просто рассмеялся: «Кто ж так быстро снимает!» Но так и получилось! Можно было просто чокнуться - каждый день с восьми утра до половины первого ночи. Зато результат - потрясающий. Трагикомедия «Дура» - это о нас с вами. Когда-то моя знакомая сказала: «А чем должно заниматься искусство, как ни нами, нашей любовью, нашими человеческими отношениями». Фильм Коростышевского как раз занимается именно этим. И замечательно, что волгоградцы могут увидеть «Дуру» в арт-зале - это когда в Москве закрывается Музей кино.
Максим Сушинский.