Онгабу (женщина с кошачьей головой, одетая в бархатное трико). Я только что разговаривал с сыном по телефону. Дело плохо, ему пришла повестка, отправляют в Ирак.
Ухор (гигант в блестящих доспехах). Сочувствую! Я был там во время первой кампании в заливе.
Нутра (изящная дама, вооружённая двуручным мечом). Мой внешний альт сейчас в Ираке. Пятнадцатого июля должен демобилизоваться...
Собеседники задумались, тишину нарушал только треск факелов, освещающих тронный зал.
Знаю, всякий, кому мерещатся подобные сцены, должен беспокоиться о своём психическом здоровье. Если только он не участник сетевой ролевой игры Everquest II.
Армия во плоти
Игра была запущена в начале года. Создатели придумали целый мир – Norrath, в котором уже поселились 300 тысяч человек. Пейзажи Everquest II дадут сто очков вперед тому, что вы видите за окном. Граждане Norrath выглядят очень колоритно: здесь 16 разных рас, под покровом которых и скрываются старые-добрые три.
А в чём смысл игры? Задавать этот вопрос бесполезно – у вас в ответ поинтересуются: в чём смысл жизни?
Но откуда, спрашивается, Ирак, если мы твёрдо знаем, что компьютерные игры – участь детей и подростков? Это распространённое убеждение опровергают исследования психологов из Стенфордовского университета. Оказалось, что средний возраст участника Everquest II – 30 лет. А максимальный – 68.
Кроме того выяснилось, что многие мужчины, как и Онгабу, предпочитают проецировать себя через женских персонажей. А вот игроки-женщины остаются верны своему полу.
Предположение, что в сеть уходят мизерабли, не сумевшие найти себя в реальной жизни, тоже было опровергнуто. Большинство участников – люди вполне успешные и во внешнем мире. Безработных бездельников, какими часто представляют любителей виртуальных забав здесь всего 7 процентов.
Почти каждый игрок создаёт нескольких персонажей. Главный называется «main», остальные «alt» – «альтернативные». Тот, что остался в квартире сидеть за компьютером, называется «внешний альт».
О нём не забывают: в Everquest II есть возможность заказать пиццу, не выходя из программы.
Победы и поражения
Вселенная Everquest II вовлечена в товарно-денежные отношения реального мира не только с помощью пиццы. Виртуальные предметы и мощные персонажи (аватары) из онлайновых игр продаются за вполне настоящие деньги на интернет-аукционах. Цена аватара может доходить, между прочим, до 1 500 долларов! Курс местной валюты – десять золотых за доллар США.
В первые месяцы существования Everquest II директор проекта Джон Смедлей боролся с такой торговлей. Затем объявил о скором открытии «меняльного сервера», где официально разрешат продавать артефакты и аватары за живые деньги.
Раньше ведь все жители Norrath были равны и опирались исключительно на собственные силы и способности. А теперь преимущество получили владельцы состоятельных внешних альтов. Согласитесь, в некотором смысле это добавит игре реализма.
И всё же, почему взрослые люди проводят по десять-двадцать часов в неделю в ненастоящем мире?
Каждый человек в течение жизни участвует в нескольких коллективных играх, куда он приходит новичком. Детский сад, школа, армия (кому не повезет), институт, работа. Вы попадаете в некое сообщество, где нужно добиться положения за счёт своих способностей. Обычно, к 30 годам жизнь более-менее устраивается и подобные игры прекращаются. А многим их, оказывается, не хватает.
68-летний внешний альт, домохозяйка из Оклахомы, назвала свою причину того, почему она играет в Everquest II: её больше нигде не берут играть.
Вдовы Everquest
В Сети есть сайт, где собираются «EverQuest Widows» – люди, которые считают, что игра отняла у них близких: жену, мужа, бойфренда и даже бабушку!
Вот что пишет один из посетителей: «Прошлой весной моя бабушка увлеклась EQ (а кто ей это посоветовал, паршивец? – А.З.). Теперь она не обращает на меня никакого внимания, всё время проводит за компьютером (а ты сам обращал внимание на старушку, пока она не заняла твой комп? –А.З.). Недавно я ночевал у неё в доме, она даже не пришла поцеловать меня на ночь. А когда я проснулся в шесть утра, бабушка все ещё сидела в Интернете!».
И ещё одно, самое трогательное. «Мой муж признался, что разорвал отношения с леди – партнершей по гильдии, которая попросила его уйти от меня и жениться на ней в реале».
Хорошие вещи, возможные в EQ и невозможные в реале
1. Создание альтернативных личностей. Я бы отправил первого альта гулять – укреплять, типа, наше здоровье, второй писал бы заметку в «Re:Акцию», ну а главный лежал бы, как обычно, на диване.
2. Применение заклинаний. Что уж тут говорить. Сами понимаете...
3. Превращение в животных, как в «Метаморфозах» Овидия. В пьяную свинью, например.
4. Возможность стать на время женщиной. Узнал бы, почему они меня любят не так сильно, как хотелось бы!
Everquest II – далеко не самая массовая онлайн-игра. Первое место принадлежит Lineage – 3 250 000 участников. В неё играют, в основном, корейцы. На втором месте с двумя миллионами – Lineage II. На третьем не Lineage III, как можно было бы ожидать, а World of Warcraft – полтора миллиона подписчиков. Warcraft – утеха для детей и подростков, там нечасто встретишь человека или орка старше 20 лет. Everquest II и его 300 тысяч аккаунтов – на шестом месте.