главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Всяко-разница /

Памятники наших предков

 
       
Журнал «Здоровье и Экология»
Автор: Журнал «Здоровье и Экология», 17 июня 2005 г.
       

Владислав Иванович Мамонтов, профессор ВГПУ

 

Многие из волгоградцев наверняка думают, что все значимые исторические события, сенсационные археологические открытия происходили где-то там, далеко, в Греции или Риме, Египте, Индии или в Мессопотамии. А если взять территорию поближе, то в Причерноморье или в юго-западных районах России. А наш край был где-то на обочине всемирной истории… И, конечно, они будут не правы.

Ни одна из областей России не имеет такого интересного исторического прошлого, как Волгоградская. Ведь доисторическая жизнь Волго-Донского региона начинается с эпохи палеолита, с эпохи камня.

В начале 50-х годов XX века правительство приняло решение построить самую мощную в Европе гидроэлектростанцию на берегах Волги, в северной части города. Естественно, геологи должны были тщательно исследовать слои земли, ложе будущей ГЭС. В 1951 г. в руки воронежских геологов, партия которых составляла послойную карту почв в окрестностях балки Сухая Мечетка, при очередной закладке шурфа или зачистки склона крутого обрыва «случайно» попали каменные орудия труда архаического облика. Коллекцию находок передали для определения ленинградскому ученому-палеолитчику С.Н. Замятнину. Тогда, при первом осмотре каменных орудий, он посчитал, что они изготовлены руками человека, жившего здесь примерно 60-70 тысяч лет назад. В 1951-1952 гг. экспедиция, организованная Замятиным, исследовала эту палеолитическую стоянку.

Результаты раскопок были для археологов ошеломляющими: человек появился на берегах будущей Волги 100 тысяч лет назад!

С самого начала полевых исследований экспедицию преследовали трудности. Уровень слоя стоянки со следами деятельности древнего человека залегал на глубине почти 20 м от современной поверхности. Копать вручную такую гору земли - трудно и долго. Из-за обрывистых высоких склонов балки землеройную технику применить нельзя. И тогда, впервые за всю историю российской археологи, на помощь специалистам приходит взрывчатка.

Казалось, что это несовместимо: взрыв и тщательная зачистка культурного слоя, содержащего кости древних животных, орудия труда далекого прошлого. Но взрывники настолько точно рассчитали силу заряда, что часть верхнего слоя почвы направленным взрывом была выброшена в сторону реки, нижняя часть - разрыхлена и сдвинута бульдозером. Потом стала расчищаться площадь самой стоянки.

Находок было много. В первую очередь – каменные орудия труда: рубила, остроконечники, ножевидные пластинки, проколки. И конечно, фрагменты костей животных – следы охотничьих успехов древнего поселенца. Он охотился на мамонта, шерстистого носорога, зубра, тура, антилопу сайгу, торпана (дикая лошадь). Это всё крупные животные. Но охотники не проходили и мимо «мелочи»: зайцев, волков, лисиц, байбаков. На территории стоянки обнаружены следы нескольких примитивных построек – шалашей. Около них зачищены пятна золы от кострищ.

Конечно, исследователь очень жалел, что на вскрытом им участке стоянки не найдены захоронения, костные останки местного поселенца. Тогда бы они прошли через лабораторию пластической реконструкции М.М. Герасимова, и мы бы воочию увидели внешность древнего «волгоградца». Тщательный осмотр каменного инвентаря показал С.Н. Замятнину, что на стоянке каменного века в балке Сухая Мечетка обитал человек так называемого неандертальского типа. Впервые кости такого древнего человека нашли в Германии в 1856 г. в долине реки Неандер недалеко от Дюссельдорфа. С тех пор ископаемых людей, относящихся к этому хронологическому периоду, в какой бы части света они не были обнаружены, археологи стали называть «неандертальцами».

Костные останки людей, попавшие в руки специалистов-антропологов, позволили реконструировать внешний облик неандертальца.

Это – небольшого роста (155-160 см) мускулистая особь с хорошо развитыми сильными ногами, которые позволяли древнему охотнику преследовать животное в течение многих часов. На широком лице с крупными выступающими челюстями выделялись надбровные дуги, из-под которых смотрели глубоко посаженные глаза. Нос короткий, прижатый, с широкими ноздрями, череп - вытянутый с покатым лбом. Всё тело покрыто короткими жёсткими волосами. Красавцем такого не назовешь!

Но небольшие сообщества этих людей сумели выйти победителями в борьбе с суровой природой. Они не только выжили, но и в сравнительно короткое время освоили огромные пространства от западной Европы до Волго-Донского региона.

Так, 100-75 тысяч лет тому назад на низменные берега огромного тёплого моря (Каспийское и Чёрное моря были тогда единым водным бассейном), как предполагают специалисты, откуда-то из района Крыма пришла группа людей, может быть в 30-40 человек – первобытных охотников, собирателей. Дальше на восток пути не было - до самого горизонта плескалась вода.

Людям пришлось расположиться у устья небольшой речушки (тысячи лет спустя её назовут Сухой Мечеткой). «Благоустроенной» пещеры, в которых обычно жили неандертальцы, здесь конечно не было, и мужчинам пришлось носить из ближайшего перелеска сосновые жерди, охапки сучьев. И вот уже на берегу стоит несколько шалашей, покрытых сверху дерном, хворостом, листьями. Потом, ближе к зиме, после удачной охоты на крупных животных, шалаши покроют шкурами, хорошо закроют вход меховым пологом. В шалаше будет душно и темно, зато тепло. Перед входом в жилище женщины зажгут костёр - он будет отгонять хищников, которые станут близко подходить к стоянке, особенно зимой.

Несколько жарких костров горело и посреди свободных площадок между шалашами. Около них разделывали убитую мелкую живность, жарили куски мяса (здесь найдены расщеплённые кости животных), принесённые с места охоты.

Мамонт весил 5 тонн. Если охотники удачно «заваливали» его в скрытую яму-западню, то работы с тушей было много. Это, в первую очередь, снятие шкуры: она пригодится и для одежды, и для покрытия шалаша или дна жилища. Отсекали кремневыми ножами крупные мясные куски, не забывали и о таких вкусных местах, как сердце, печень, легкие, почки. Всё это надо было делать быстро, пока светило солнце, чтобы засветло дотащить мясо до стоянки. А вокруг уже собиралась целая орава шакалов, гиен, волков, жаждущих добраться до оставшейся разделанной туши.

Около кострищ найдены кремневые орудия труда и охоты, масса кремневых «отходов производства». Наверное, здесь сидели мастера или охотники, ловкими точными ударами по кремневой гальке отбивая ненужные выступы, острые углы, пока, наконец, в руке не оказывалось совершенное по тем временам каменное орудие - рубило, скребло, остроконечник, ножевидная пластинка или отщеп с острым режущим краем.

Любопытный факт. На территории стоянки археологи обнаружили каменное рубило, покрытое, как говорят палеолитчики, «пустынным загаром». Это бывает в случае, если камень не одну сотню лет лежит под жарким солнцем, и тогда на его поверхности образуется светло-коричневый плотный налет. Так вот, под коркой «загара» были обнаружены сколы, типичные для более древних орудий.

С.Н. Замятнин предположил, что в наших краях обитали люди более древние, чем обитатели стоянки на Сухой Мечетке. Возможно, такое орудие нашел охотник где-то в окрестностях стоянки и «подправил» его, приспосабливая изделие к новому функциональному назначению. А потом и сам потерял где-то…

Костёр, его огонь всегда привлекал к себе древних людей. В его трепетных изгибах, переливах ярких цветов пламени, в жадном «пожирании» сучьев и хвороста, было что-то похожее на живое существо.

Огонь мог быть добрым, и тогда он согревал обитателей стоянки, делал вкусным жареное мясо, с его помощью отгоняли от стоянки хищников. Но он мог быть и злым, когда кто-то нечаянно обжигал себя, горела хижина, степь или лес…

Поэтому огонь берегли, постоянно подбрасывая сучья, коряги, ему поклонялись, духу огня приносили жертву. Около огня решались многие племенные вопросы. Именно к нему довольные охотники после удачной коллективной облавы приносили куски мяса бизона, зубра, иногда носорога или мамонта, либо туши таких животных, как сайга, олень, тарпан. Голодные обитатели стоянки тут же бросали куски или целую тушу на огонь большого костра.

Насытившись, они могли теперь позволить себе немного «расслабиться», ведь голод теперь не тяготел над ними. И это было замечательное время: человек мог осмотреться вокруг и увидеть многое, чего он раньше не замечал, движимый только желанием насытиться. Он видел над собой прекрасное небо, усеянное мириадами звезд, огромный диск луны…Тёмный страшный лес, откуда доносились какие-то странные звуки, вопли враждующих животных, сверкание в темноте чьих-то глаз…

Что это? Конечно, это духи, которые всюду окружают человека. Есть добрые, помогающие ему в охоте, в жизни - их надо благодарить, взывать к ним о помощи, поддержке. А есть злые, которые только и думают, как бы навредить, испортить человеку охоту. Их тоже надо ублажить, чтобы не мешали, не обращали внимания на действия охотника. Отсюда, вероятно, пошли зачатки первобытной языческой религии.

Дух леса. Где он находится? Поздней осенью куда-то исчезают все птицы, перекочевывают некоторые животные, исчезает листва с многих деревьев. Наступают холода. Но остаются зелёными хвойные деревья...

Человек полагал, что именно здесь и прячется дух леса. Это он забирает к себе живность и убивает растительность. Надо молить его, чтобы со временем он всё возвратил назад. Поэтому, идя на охоту в лес, человек всегда приносил подношения сосне или старой ели: вешал на неё кусочки кожи, шерсти животных, которых намеревался убить, клал камешки, яркие цветы. А когда возвращался назад с добычей, то, конечно, отрезал кусочки мяса или среди ветвей устанавливал голову убитого животного. И знал человек, что теперь добрый дух леса будет доволен, поможет ему и в следующий раз.

Обычай древний. Но он, пройдя через тысячелетия, уже в ином виде остался жить и среди нас. Вспомните Новый год. Вот уже много лет на этот праздник в доме или на улице устанавливается елка. А ветви её украшаются игрушками. А в прошлом веке на ветвях часто крепились даже орехи, пряники, конфеты, которые потом, после хоровода, раздавались детворе.

Когда у костра собирались жители стоянки, особенно после охоты, все, конечно, хотели узнать, как проходила погоня за животным, нападение на него, как вели себя мужчины и подростки. Словарный запас не позволял ярко описать это динамичное и опасное событие, и тогда на помощь приходила мимика, телодвижения.

Вот когда зародилось театральное действо! Кто-то изображал пасущихся животных, остальные играли себя - охотников. Зрителям из этой пантомимы становилось понятно, как охотники осторожно подбирались к стаду, окружали его, прячась за кустами и высокой травой. Вот насторожился вожак зубров, почувствовав движение охотников, мечущих деревянные копья в растерянных животных. Раненное животное бьётся, катается по земле, пытаясь ударить копытами наседающих людей. Но вот оно уже бездыханно, и туша торжественно несётся к костру. Всем всё понятно.

К этому же периоду относится, как считают этнологи, зарождение ритуальных боевых, свадебных, охотничьих танцев, которые исполнялись под первые музыкальные ударные инструменты - пустые черепа животных, отдельные крупные кости или обрубки пеньков. Всё это сопровождалось ритмичными движениями, выкриками и пением известных заклинаний, имен всесильных духов-покровителей.

В это время у людей появился обычай хоронить своих соплеменников.

С чем это было связано? Возможно, с чисто гигиеническим желанием избавиться, вынести из пещеры гниющий труп. Может быть, это проявление внимательности к своему сородичу. Тем более что в захоронениях, найденных археологами, действительно присутствовали вещи, которые были положены близкими в могильную яму, как полагают, с особыми целями: одежда, каменные орудия, куски мяса и даже цветы. Понятно, что они могли «пригодится» душе родственника на «том свете».

Археологи обратили внимание на присутствие в могиле красной охры: либо это тёмно-красные куски природной краски (они могли имитировать горящие огоньки костра), либо плотная посыпка охрой дна ямы («кровавик» - лоно матери-земли). Иногда охру, смешанную с жиром, втирали в тело человека, поскольку считали, что со временем охра превратиться в кровь, которая потечёт по жилам и человек вновь воскреснет, появится на земле. Символика различных цветов краски существует и по сегодняшний день (например, в геральдике).

В поздний каменный век человек делает первые успехи в изобразительном искусстве. В обжитых пещерах на стенах найдены многочисленные изображения различных крупных животных. Они нарисованы углём, охрой или мелом с достаточно точной передачей деталей тела, движения, бега, и даже следов охоты (воткнутые в тушу копья). А иногда рисовались и сами люди, правда, их изображение более походит на рисунки детей. Кроме того, археологами встречены глиняные женские фигурки – художественная пластика эпохи каменного века. Эти изображения не являлись какими-то игрушками, функции их были достаточно серьезными. Они являлись богинями плодородия, жизни, достатка, им поклонялись, их ублажали, их просили об удачной охоте. Это была и богиня-мать, которую просили о зачатии и рождении детей. Матриархат, одним словом.

Вот так жили обитатели палеолитической стоянки, со своими ежедневными заботами: охота, сборы съедобных растений и ракушек, отлов мелких животных, вроде мышей, ящериц, змей (это на тот случай, если мужчины племени вернутся с пустыми руками).

Проходили годы. Меняется климат, а с ним – животный и растительный мир. Меньше становилось крупных животных, куда-то перекочевывают стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Поселенцы заметили, что уровень воды в море становился все выше и выше (начиналась трансгрессия Каспийского моря). Вода заливала окрестные места, подступала к хижинам. Собрав свои немудреные пожитки и запасы, поселенцы навсегда покинули стоянку…

За тысячелетия над поверхностью стоянки образовался двадцатиметровый слой отложений, который надолго скрыл и хорошо сохранил для нас редкий археологический памятник – стоянку Сухая Мечетка. С.Н. Замятнин исследовал только 650 кв. метров площади стоянки. По его же расчётам, она занимает пространство в 1000-1200 кв. метров, т.е. есть ещё место для исследования.

Памятник имеет мировое значение, поскольку его материалы упомянуты не только в энциклопедической литературе, они представлены даже во Всемирном музее камня в Сиднее (Австралия). Каменные орудия труда хранятся в областном краеведческом музее.

 

Памятник достоин того, чтобы именно с этого места начинали знакомство с городом наши гости: здесь жил первый поселенец нашего края. Побывайте здесь. Но, увы, вы не увидите ограды, ухоженной территории памятника, стелы с надписью о его значимости в истории края. Гаражи, ведущая к ним дорога, кучи хозяйственного и строительного мусора, сброшенного в балку…

Местные организации, по закону обязанные охранять древний памятник такого масштаба, относятся к нему совершенно безответственно.

Когда последний раз были на территории стоянки сотрудники Областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры?

Какие меры по охране стоянки были предложены за последние годы Комитетом по культуре одминистрации Волгоградской области?

Нет ответа… Очень жаль, что мы так относимся к памятникам своей истории и культуры. Неужели мы на самом деле «Иваны, не помнящие родства»?

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация