Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Индустрия компьютерных игр: развитие, перспективы и дистрибуция», участие в которой приняли представители отрасли и аналитики. Эксперты отмечают, что наиболее высокую динамику сейчас показывают консольные и казуальные игры.
По прогнозам руководителя онлайн направления Компании GFI Андрея Тягунова, продажи игр на физических носителях на российском рынке в 2008 году в розничных ценах составят порядка $450-500 млн. Это существенно выше показателя 2007 года — $350 млн. (по оценке генерального директора Alawar Entertainment Александра Лысковского). Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова ожидает, что в текущем году общие продажи российской игровой индустрии вырастут на 55%, до $835 млн. «Как и во всём мире в России наиболее активно развиваются консольный и онлайн рынки, а также цифровая дистрибуция. Вероятно, не последнюю роль в отставании по скорости роста игра классических игр для PC играет и пиратство, особенно сетевое», — отметил креативный директор компании Gaijin Entertainment Кирилл Юдинцев.
Эксперты признают, что в России пока наиболее популярны PC-игры, но прогнозируют изменение ситуации. «Рынок консолей удваивается каждый год, тогда как рынок игр для компьютера растёт на 6-10%. Мы ожидаем, что через три года рынок консолей по объёму обгонит рынок игр для персональных компьютеров», — заявил г-н Юдинцев. С ним согласен управляющий фонда «Финам — Информационные технологии» Алексей Басов: «Я думаю, что в России соотношение PC и консолей постепенно будет приходить к тем же значениям, что и на Западе. А это означает, что рынок консолей будет расти быстрее PC, и, возможно, даже обгонит его по объёмам».
Впрочем, по динамике лидерами в России сейчас являются казуальные и онлайновые игры. «Если в прошлом году казуальный рынок составлял примерно $10 млн., то к концу 2008 года, по моей оценке, мы можем ожидать примерно трёхкратный его рост с показателями в районе $30 млн. Так же быстро растёт рынок онлайновых игр, а обороты там уже в 3-4 раза выше», — рассказал г-н Лысковский. Он отметил, что в казуальном сегменте появляются хиты с серьёзным объёмом продаж: «Например, сейчас в топе всех российских порталов находится наша игра «Весёлая Ферма II». По нашим прогнозам, серия про весёлую ферму соберёт более $1 млн. только в Рунете за ближайший год».
С г-ном Лысковским соглашается г-жа Крылова: «Сегодня рынок казуальных игр продолжает демонстрировать самые высокие по сравнению с другими сегментами темпы роста. Несмотря на то, что, по сравнению с прошлым годом, когда рынок рос на 15% ежемесячно, темпы роста снизились, они всё равно ещё очень высоки — 7-10% ежемесячно. Это означает, что в 2008 году рынок казуальных игр вырастет не менее чем в 2,5 раза».
Причину популярности онлайн-игр объяснила директор по маркетингу и рекламе Astrum Online Entertainment Алиса Чумаченко: «Популярность онлайновых игр можно сравнить с популярностью социальных сетей. Основная причина активного интереса к онлайновым играм — возможности живого общения в процессе игры, соревнование с соперниками. Браузерные онлайн-игры в данном случае ещё более показательны, потому что по факту являются интерактивными социальными сетями. Бум социализации двигает популярность онлайна в играх». Г-жа Чумаченко ожидает, что в ближайшие 15 лет на российском рынке онлайн-игр доминирующей останется модель free-to-play.
Отдел по связям с общественностью и СМИ инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
Кочетков Владислав.