В Волгограде всё же показывают дебютный полнометражный мультфильм Горо Миядзаки «Сказания Земноморья» (Gedo Senki), основанный на цикле романов известной американской писательницы-фантаста Урсулы Ле Гуин.
Вот и Горо Миядзаки, старший сын одного из самых известных японских мультипликаторов Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Ходячий замок Хаула»), к сорока годам дозрел до самостоятельной работы. Конечно, без своего могучего папы вряд ли бы у него получился такой результат (Хаяо Миядзаки значится в титрах автором идеи), но в итоге мы получили примерно ту же картину, что и в семействе Германов: сын Алексея Германа Алексей пошёл по стопам папы, сняв очень похожее на фильмы отца кино, но в то же время очень талантливое.
«Сказания Земноморья» сняты на той же студии «Гибли», что и знаменитые мультфильмы Хаяо Миядзаки. Преемственность Горо Миядзаки видна во всём: что визуальный ряд, что характеры персонажей, что развитие сюжета — всё напоминает творчество отца. Собственно говоря, не скажи зрителю, что это работа Горо, многие бы даже и не догадались об этом (на одном из киносайтов я вообще видел обсуждение, где люди восторгались новым мультом… Хаяо Миядзаки). Как мне кажется, в похожести нет ничего плохого, ибо результат достаточно хорош, а посему неважно, насколько много помогал отец сыну. Показательно то, что, по словам Хаяо, цикл романов Урсулы Ле Гуин о Земноморье оказал на него сильное влияние, отчего многие его работы проникнуты идеями американской писательницы, однако снимать полнометражный мультфильм по мотивам книг Лк Гуин стал именно Горо.
Всего Урсула Ле Гуин написала шесть романов о Земноморье, для экранизации Горо Миядзаки выбрал третий — «Дальний берег», хотя название было взято у последнего романа — «Сказания Земноморья». Такой выбор, на мой взгляд, является явным минусом: до популярности «Властелина колец» или хотя бы «Хроник Нарнии» циклу о Земноморье Урсулы Ле Гуин очень далеко, поэтому, когда мультфильм начинается, явно имея много чего недосказанного, начинаешь испытывать раздражение. Устройство сказочный страны особо не объясняется, всё даётся по умолчанию, хотя по ходу сюжета неоднократно идут разговоры о том, что было в прошлом. Конечно, не зная всей ситуации изнутри, нельзя утверждать точно, почему Горо Миядзаки не стал рассказывать историю Земноморья с самого начала: возможно, ему давали денег только не одну полнометражную анимационную ленту, возможно, он не был уверен в успехе, а потому выбрал именно ту часть цикла, что ему ближе. Но тем не менее мы имеем то, что имеем — часть какой-то очень большой истории, о которой можно только догадываться, если ты не читал романы Урсулы Ле Гуин.
Самая сильная сторона «Сказаний Земноморья» — это визуальная. Как и папа, Горо Миядзаки проявляет себя настоящим перфекционистом, отчего его мультфильм почти превращается в ожившую картину. В основу изобразительного ряда легли работы разных художников (Клод Лоррен, Питер Брейгель и другие), а также графический роман Хаяо Миядзаки «Путешествие Сюны». И потому смотреть на дело рук Горо и его команды — настоящее пиршество для глаз: живописнейшие пейзажи, причудливая городская архитектура, разнообразие одежд персонажей. Особое внимание уделено небу, имеющему в «Сказаниях Земноморья» множество оттенков — прямо как в реальной жизни. Более того, смена погоды даётся не только ради красоты, но и для передачи внутренних состояний героев. Приём, возможно, наивный, но как же приятно смотреть на это буйство красок!
А вот сюжет и проработка героев подкачали. Интриги нет почти никакой: добрые персонажи должны победить злых (кто-нибудь сомневается в исходе?), изначальный посыл, что откроются врата между миром людей и драконов и всем наступит хана, к концу как-то вообще забывается, а драконы почти и не появляются (вообще плохо понятно, зачем они здесь нужны), главная злодейка бредит какими-то вратами между жизнью и смертью, открыв которые, можно получить бессмертие (этот бред мне напомнил похожие поиски незнамо каких врат в нашем убогом «Волкодаве»), герои так много и с удовольствием говорят, причём изрекают такие банальные истины, что временами от этого устаёшь. Из главных героев наиболее подробно прописан лишь один — Аррен, который борется со своим вторым, тёмным «Я». Остальные — такие застывшие и однозначные персонажи, что даже особо задумываться не стоит, что они сделают или скажут в тот или иной момент.
У «Сказаний Земноморья» есть и ещё один большой плюс — это замечательная музыка композитора Тамия Тэрасимы в исполнении испанца Карлоса Нуньеса. Услышать звук волынки в японской анимации — это вообще удивительно, но в мультфильме Горо Миядзаки кельтская музыка звучит как нельзя кстати. И лучше режиссёра о ней не скажешь: «Запахи ветра, земли, толпы. Эти звуки наполняют фильм ароматом». Воистину так. А настоящей жемчужиной саундтрека является «Песня Теру» в исполнении Аой Тэсимы, которая, кстати, и озвучивает в мультфильме Теру. Чистый ангельский голосок способен растрогать кого угодно.
Конечно, анимационная лента, пусть и созданная на литературной основе, не свободна от культурных ассоциаций. И некоторые вещи вызывают улыбку узнавания. Например, Аррен именует избранным, а у главного белого мага невершие жезла загорается так же, как и у Гэндальфа, да и соперников он ослепляет светом.
Есть и просто смысловые непонятки. К примеру, герой после отдыха долго и упорно бредёт рядом со своей ламой, хотя до этого на ней ехал. Или радуют рассуждения злодейки о желанном бессмертии — и это после того, как нам показали, что она может изменять состояние своего тела, превращаясь то в жидкость, то в птицу и т.п.
Забавный момент можно наблюдать ближе к концу: когда главного белого мага со связанными руками собираются казнить, он очень похож на нашего революционера Камо.
Анимационная лента Горо Миядзаки «Сказания Земноморья» — красиво нарисована, но не очень интересна сюжетно. В принципе, он рассчитан на все возрасты, и если вы не слишком требовательны к деталям и вам нравится творчество Хаяо Миядзаки, то мультфильм вам должен понравиться. Для дебюта он вообще выше всяких похвал.
Любите хорошее кино!