В России объявились прыгающие мутанты! Особые приметы: четыре молодца одинаковых с лица, на спине каждого — непробиваемый нарост, страдают неисправимым любопытством. Вооружены и не очень опасны. Встречайте, 3D-версия знаменитого комикса про черепашек мутантов, которая в русском прокате называется «Черепашки-ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles).
В Россию (тогда ещё СССР) «Черепашки-ниндзя» пришли чуть позже, чем я вышел из детства, поэтому школярскую черепашкоманию наблюдал со стороны. Помню девочку-четвероклашку по имени Геля, которая в пришкольном лагере, где мне довелось работать вожатым, никого и ничего вокруг не замечала, бредя именами титанов итальянского Возрождения, чем немало меня удивляла. Потом я посмотрел и какие-то серии мультсериала, и фильм Стивена Баррона (от последнего у меня остались смутные воспоминания, самое яркое из которых — уморительнейшая сцена, как крыса в клетке повторяла движения мастера кунг-фу). С тех пор больше 10 лет если я и вспоминал о черепашках-мутантах, то крайне редко — натыкаясь иногда на какие-нибудь изображения героев данного комикса. К чему это вступление? Да к тому, что я тот самый среднестатистический зритель «Черепашек-ниндзя», на которого и должны были ориентироваться создатели полнометражного анимационного фильма: такой, кому не надо объяснять всю предысторию, но кто и не особо знает, что там у черепашек случилось в мире комиксов за их долгую двадцатилетнюю историю. Однако режиссёр и автор сценария Кевин Мунро сделал типичную ошибку, совершаемую при создании полнометражной ленты на основе известной истории. Известность — штука хитрая. Тот же комикс «Человек-паук» известнее «Черепашек-ниндзя» во много раз, но вот почему-то при создании кинофильма нам не поленились объяснить, что произошло и почему товарищ стал мутантом. «Черепашки-ниндзя» же выглядят очень странно — как одна из серий бесконечного сериала. Возможно, по содержанию оно так и есть на самом деле, однако 3D-версия является первой в свом роде, поэтому и должна предусматривать возможность того, что как минимум половина зрительской аудитории не в курсе творческих изысканий господ Кевина Истмена и Питера Лэйрда (создателей комиксов про панцирных мутантов). Так что главный минус рассматриваемой работы — это в её ориентации на фанатов комикса.
Если же говорить о воплощении идеи в 3D-графике, то лично меня она порадовала: объёмные черепашки смотрятся гораздо веселее, нежели в рисованном варианте, и более подвижными, нежели в киноверсии. Правда, атмосфера фильма напоминает типичную обстановку картин про супергероев: общая мрачность, обилие сцен на крыше и постоянные полёты во сне и наяву (творение Кевина Мунро вообще отчаянно косит под кинофильм). К тому же, судя по всему, аниматоры всю свою любовь вложили в создание образов лихой четвёрки черепашек-ниндзя, отчего остальные герои им несколько проигрывают по динамике движений.
А вот с сюжетом у «Черепашек-ниндзя» настоящая беда. Мало того что фильм выглядит неким продолжением незнамо чего и не заканчивается толком, так у него ещё и явные проблемы со смыслом. Предыстория такова, что какой-то там чувак 3 тысячи лет назад выпустил через портал между планетами 13 монстров. Он получил бессмертие, а его воинство обратилось в камень. И вот теперь в наши дни этот чувак хочет вернуть монстров на родину, для чего неведомым образом оживляет проведших в камне несколько тысячелетий своих генералов. Чувствуете, черепашкам явно нет здесь места. К тому же возникает самый простой вопрос: а где ж были все эти долгие столетия внеземные чудовища, ибо во время основного действия монстры возникают буквально из ниоткуда? Да нигде, ждали пока про них Кевин Мунро вспомнит. Черепашки же всё время развития параллельной истории занимаются внутренними разборками, за чем наблюдать довольно-таки неинтересно. Когда же истории соприкасаются, то и начинается самое захватывающее, вот, правда, к тому времени хронометраж «Черепашек-ниндзя» иссякает наполовину и получается, что при условии не самой высокой длительности (примерно час двадцать), сорок минут улетают практически на ветер. Однако это самое захватывающее тоже не особенно радует, ибо экшн в фильме какой-то строго дозированный: боевая сцена на пару минут и 10-15 минут болтовни. Более того, поимка монстров ожившими генералами вообще показана скомканно — какой-то конвейер по затариванию клеток для чужеродных элементов. Ведь весь смак как раз и заключается в том, чтобы показать, как крутые воины сражаются с различными типами громадных созданий, ан нет — некоторые даже в кадр толком не попадают, так как их прячут в клетки быстрее, чем может среагировать человеческий глаз. Тогда зачем огород городить?
А самое печальное — это опять построение всей истории через ряд заимствованных эпизодов. Ладно, заряжающийся через молнию в небе человек, ладно Рафаэль, косящий под Ночного всевидящего, косит на самом деле под Призрачного гонщика, ладно генералы, отлавливающие монстров аки охотники за привидениями, но вот наличие «Матрицы» меня просто добило — её цитирование уже перешло все разумные пределы и может смело именоваться эпидемией. Донателло сидит в стилизованной под пульт управления оператора на корабле из «Матрицы» комнате, герои совершают пробежки по крышам и прыжки а-ля Нео и Тринити, бой с кучей клонированных ниндзя тоже понятно откуда, и, как финальный выстрел в голову, схватка между Леонардо и Рафаэлем — они бьются под дождём, как Нео с агентом Смитом. Как же надо не уважать себя, чтобы рассказывать свою историю посредством других историй. Какая-то эпоха вырождения наступила! И да: не пора ли ввести запрет на использование сцен из «Матрицы» хотя бы лет на пять — ведь уже реально бесит.
И конечно веселят авторские проблемы с математикой: после того, как генералы поймали двенадцать уродливых пришельцев, а самый главный генерал сказал: «Тринадцатый монстр не должен быть пойман», нам показывают, как Рафаэль комично борется с каким-то мелким психическим существом, которое, по идее, и есть тринадцатый монстр. Не тут-то было: потом появится ещё одно чудо лесное (кстати, вылитый дракон — с фантазией что-то у авторов комикса плоховато).
Не выручает и юмор, который хоть и наличествует в «Черепашках-ниндзя», но как-то не очень и смешит взрослого человека. Возможно, покатываться со смеху будут дети.
Вот что лично меня порадовало помимо графики, так это хорошая шутка в духе развиваемой академиком Фоменко альтернативной истории человечества: по версии создателей фильма, тот самый бессмертный чувак был по очереди Александром Македонским, Гаем Юлием Цезарем и ещё кучей других исторических персонажей.
Анимационная лента Кевина Мунро «Черепашки-ниндзя» — это неплохо исполненная по технике и явно не додуманная по смыслу картина, больше подходящая детям, нежели взрослым. Хотя последним можно сходить ради чувства ностальгии, если вам двадцать лет назад было не больше 10-12 лет и удалось посмотреть самые первые мульткомиксы про невмерущих черепашек-мутантов.
Любите хорошее кино!