главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Франкенштейн где-то рядом

 
       
Автор: Александр Иванов, 31 июля 2008 г.
       

Секретные материалы 2 Очередной летний блокбастер «Секретные материалы: Я хочу верить» (The X-Files: I Want to Believe) Криса Картера продолжил модную тенденцию последнего времени под названием «Возвращение живых мертвецов». Вслед за Рембо, Рокки и Джоном Маклейном к нам вернулись специальные агенты Малдер и Скалли. Уж лучше бы они этого не делали.

Сериал «Секретные материалы» в своё время был в России просто культовым, исполнители главных ролей в нём Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны (у нас ещё любили называть фамилию этого артиста как Духовный) считались суперзвёздами, а наличие анекдота, завершающегося фразой «Руль где-то рядом» и основывающегося на слогане сериала «Истина где-то рядом» закрепляло легендарный статус франшизы. С тех пор немало воды утекло, со времени первой полнометражной версии «Секретных материалов» «Борьба за будущее» (Первый канал подсуетился и освежил всем память её показом на прошлой неделе) прошло десять лет, но не угомонились авторы сериала Крис Картер и Фрэнк Спотниц, решившие тряхнуть стариной, а заодно и бубульков насшибать как с фанатов X-Files, так и с молодого непуганого поколения, посмотревшего трейлер к фильму и решившему, что будет забойно. На самом деле хитрованы Картер и Спотниц обманули всех: многообещающий трейлер обернулся банальным вялотекущим триллером, а от «СМ» осталась только форма, но не содержание. Поэтому сразу ахтунг: если вы хотите увидеть научную фантастику, как определён жанр фильма, будьте готовы, что вы её не увидите.

Я хочу верить Применительно к работе Криса Картера и Фрэнка Спотница как никогда актуальна истина, что при просмотре громких современных кинопроектов надо думать не над тем, что курили авторы, а как долго они сидят на тяжёлых наркотиках. Судя по результату, всё то время, что прошло с момента выхода последней серии «Секретных материалов», Картер и Спотниц чрезмерно злоупотребляли плохой куришкой, отчего выкурили себе мозг и в состоянии отчаянной расслабленности родили некий продукт, который по наличию в нём актёров Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны, носящих имена соответственно Скалли и Малдер, назвали «Секретными материалами».

Итак, что увидит зритель. Скалли и Малдер живут вместе. Ну что же, как продолжение поцелуя это достаточно логично. Малдер отпустил бороду (ну правильно, мы его сколько лет не видели — зарос, понимаешь). Тоже вроде логично. Но это только цветочки. Сейчас будут лютики. Скалли стала крутым нейрохирургом, делающим сложнейшие операции на мозге, которые рискуют делать только в России (ну тоже правильно — мы же здесь, в России, все отмороженные, по мнению американцев). Малдер… Малдер, увы, не стал нейрохирургом (ну да, два нейрохирурга в одной семье — это уже перебор) — он все эти годы отращивал бороду, попутно скрываясь от ФБР в доме Скалли.

Кадр из фильма Секретные материалы ФБР же все эти годы искало Малдера, как в знаменитом стихотворении Сергея Михалкова «Ищут пожарные, ищут милиция, ищут давно, но не могут найти парня Духовного лет тридцати» (кхм, уже почти лет пятидесяти, ибо Дэвиду уже сорок восемь годков), после чего идут с повинной к Скалли и слёзно просят найти Малдера, ибо… О, ибо без Малдера в Соединённых Штатах Америки всё может рухнуть — по крайней мере за годы его отсутствия в рядах спецагентов сотрудники Федерального Бюро Расследований превратились в агрессивных недоумков, способных вести расследования только с помощью осуждённого священника-педофила (для устрашения даже называется число его юных жертв — тридцать семь) и находящегося в федеральном розыске бывшего агента. Если честно, то вот этот момент с дискредитацией американскими кинодеятелями своих силовых структур, повторяющийся из фильма в фильм, с одной стороны, стал уже общим местом, но, с другой стороны, всё-таки не перестаёт удивлять: каким же инфантильным должен быть зритель, чтобы на ура воспринимать всю ту лабуду, что ему вешают с экрана. Ну представьте, люди в форме хватают за химо подозреваемого, задают ему в лоб вопрос, не нарушал ли он закон, получат, естественно, отрицательный ответ, и отпускают его, а потом полфильма за ним гоняются. Ну да я отвлёкся.

Кадр из фильма Я хочу верить Так для чего же ФБР призвало брадатого Малдера, навязав ему в напарники страдающего на почве раскаяния видениями бывшего священника? Может, инопланетяне похитили Джорджа Буша, чей лик мелькнул в кадре на пару секунд? Да нет. Может, тогда хотя бы Кондолизу Райс заныкали? И тут мимо денег. Вы не поверите, но к Малдеру обратились потому, что какие-то злые люди похитили рядового сотрудника ФБР, а этот самый экс-святой отец периодически видит что-то, связанное с этим преступлением. Просто обалдеть! И ради этого было запускать полнометражный фильм, сюжет которого не тянет даже на проходную серию «Секретных материалов»!

Да, конечно, Крис Картер снял не полную пустышку, насытив своё кино нравственными исканиями героев. Но тогда к нему возникает элементарный вопрос, в каком жанре он работал? Промокомпания фильма упирала на то, что это будет мега-фантастика, сам фильм снят как стандартный детектив, а по ходу нам предлагают совершенно мыльные мотивы семейных разборок Скалли с Малдером (натурально то она к нему прибегает и начинает предъявлять, то он к ней). И всё это на фоне рассуждений о вере в Бога (подзаголовок фильма «Я хочу верить» нужно понимать буквально, а не как аллюзию на другой слоган «Секретных материалов» «Никому не верь»). Причём религиозные мотивы подаются достаточно примитивно: сурово согрешивший, но раскаявшийся священник, желающий нести добро, противопоставляется действующему священнику, отказывающему в последнем шансе неизлечимо больному мальчику.

Малдер и Скалли Зацепил вопрос веры и Скалли, которая с какого-то перепугу начала задаваться вопросом, угодно ли Богу, чтобы она сделала уникальную операцию. Не будучи Богом, каждый зритель, увидев подготовку Скалли к операции (а это просто юмор какой-то — ничтоже сумняшеся, она набивает в известном Интернет-поисковике запрос по интересующему её вопросу), ответит отрицательно. Вообще, похоже на то, что авторы «Секретных материалов» на протяжении всего фильма по большей части занимались глумом и продакт-плейсментом. В последнем особо ярко выразились текущие проблемы крупнейшего американского автогиганта, чьи продажи упали, отчего он решил их подстегнуть наглядной демонстрацией надёжности своих автомобилей в экстренных ситуациях: герои, ездящие на авто только одной фирмы, не по своей вине попадали в дорожно-транспортные происшествия и выживали с минимальными травмами. Как тут не вспомнить рекламу другого автомобильного брэнда, запущенную в «Иронии судьбы-2» Тимуром Бекмабетовым.

Агент Скалли А вот с юмором в «Секретных материалах» хорошо — в том плане, что его много и он рассчитан на разные вкусы. Имеется постельная шутка насчёт «У меня есть для тебя маленький сюрприз», наличествует шутка с адресной книгой сотового телефона Малдера, где вместо «Скалли» значилось «Джиллиан», присутствует в кадре неопределённой национальности банда врачей, разговаривающих на некоем непереводимом суржике, среди слов которого попадаются и русские (и опять здесь прослеживается тенденция голливудского кино к делегированию злодейских качеств не американцам по происхождению). Отличились и отечественные локализаторы, вложившие в уста Малдеру дикую фразу «Пришейте ей шею!». Но главный юмор заключается в сфере приложения деятельности злодеев: так как детектив получился у Картера со Спотницем весьма посредственным (небритый неуловимый мужик похищает людей направо и налево), то они решили удивить тем, для чего он совершает эти похищения. Видно, этот гениальный сценарный ход привиделся им на пике их совместного прихода, отчего они родили страшилку про злых вивисекторов, которым не дают покоя лавры доктора Франкенштейна, достойную какого-нибудь трэша в духе «Хостела» и иже с ним. Хотя, возможно, у авторов просто дошли руки до прочтения советской фантастики, ибо тема романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» в самой бредовой её интерпретации явно витает в фильме.

Кино Секретные материалы 2 Что ещё бросается в глаза в «Секретных материалах», так это небрежность, характерная для сериалов: то героине кинется в лицо собака, а в дальнейшем от этого не будет и следа, то злодей будет ехать в одну сторону, а окажется в другой, то Скалли вырубит главного негодяя и про него тут же всё забудут, хотя сцена продолжится, то марка машины в рамках одного эпизода поменяется (хотя насчёт последнего возможны происки всё того же автогиганта, стремящегося поправить свои дела посредством продакт-плейсмента в «СМ»).

В картине пять заметных актёрских ролей, но только одну из них можно отметить как полноценную, которую исполнил Билли Коннолли, мастерски сыгравший мятущуюся душу — находящегося в телесном и нравственном ужасе отрешённого от церкви священника-педофила, кстати, единственного персонажа, не вызывающего саркастической усмешки своими действиями. Пара Джиллиан Андерсон-Дэвид Духовны подтвердила свой не самый богатый актёрский потенциал: Духовны всё так же смотрится душкой, а на лице Андерсон как будто застыло выражение «Что я здесь опять делаю?». К тому же актёры заметно постарели, отчего телячьи нежности их персонажей, растянутые более чем на десятилетие, смотрятся уже неким издевательством над героями. Есть в «Секретных материалах» и ещё новые лица — это чувак по кличке Xzibit и Аманда Пит, сыгравшие некий аналог спецагентов Скалли и Малдера. Xzibit почти каждое своё появление в кадре сопровождает рэпперскими ужимками, больше подходящими для его передачи «Прокачай мою тачку», и бесследно исчезает. Героиня Аманды Пит влюблённо смотрит на Малдера, однако развития эта тема не получает — такое впечатление, что авторы совершенно забыли, что снимают не серию, у которой будет много продолжений, а полнометражку, где интригу надо раскручивать в отведённый хронометраж. Оба этих персонажа являют собой полное недоразумение.

Фильм Криса Картера «Секретные материалы: Я хочу верить» — довольно-таки вяленький детектив, паразитирующий на любви фанатов к франшизе. Заглавная музыкальная тема Марка Сноу звучит, Духовны с Андерсон в кадре — типа что ещё надо? Есть сильное подозрение, что, если картина не провалится в прокате, нас ожидает новый сезон сериала, благо Малдера не очень технично вернули в дело и теперь он снова может приняться за паранормальные расследования.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация