Загадочный образчик новорусского кинематографа демонстрируется в отдельных волгоградских кинотеатрах — очередной фильм Веры Сторожевой под названием «Компенсация», рассказывающий историю трёх сестёр, только не чеховских, а рождённых воображением автора сериала «Ранетки» Натальи Назаровой.
Жила-была семья — мама, папа и два детских я. Потом папа встретил молодую и красивую, а мама осталась одна воспитывать двух дочек. Бывает? Ещё как. Хороший повод сделать из этого мыльную оперу и предъявить её не на телевидении, а в качестве полнометражного художественного фильма в кинотеатрах? По мне, так не очень, ну разве что придумать тонкий психологический сценарий с катарсисом. Как, например, сделала это несколько лет назад Наталья Назарова, написав сценарий для фильма «Дура». Трогательно-щемящее тогда получилось кино. Однако повторить такой подвиг ещё раз, тем более когда за плечами есть суровое мыло «Ранетки», ой как трудно. И тем более, когда за дело берётся Вера Сторожева, умеющая снимать ярко, но по большей части бестолково. Именно так и получилось с «Компенсацией» — яркие, сочные картинки, симпатичные, порой смешные и трогательные герои, и практически нулевой сюжет и минимальное наличие смысла.
Сюжет «Компенсации» укладывается буквально в несколько строчек: мама двух дочек, половозрелой и подростка, умирает от рака, и тогда те решают поехать в Москву и отомстить бросившему их давным-давно отцу путём похищения его дочери от новой жены и требований моральной компенсации за поруганное детство в размере миллиона в у.е. каждой. Показ сих действий и составляет ткань фильма. В принципе, даже из этого можно было сотворить тонкую психологическую драму — всё-таки травматическое детство, ненависть на грани любви к отцу, и всё в таком духе. Увы, никаким психологизмом в «Компенсации» и не пахнет, да и реализм чисто условный, хотя Сторожева насыщает свою картину множество деталей и подробностей, долженствующих подчеркнуть вещность её фильма. Как начинается «Компенсация» с условной поездки девочек из Тамбова в Москву на отлично сохранившемся «Кадиллаке» (позже нам доверительно сообщают, что сию машинку папа оставил лет 15 назад, когда уходил из семьи), так и продолжается вселением в пустую квартиру повесившегося маршала Советского Союза, окна которой выходят на Кремль, и малопонятной бытовой жестокостью. Из всего бэкграунда нам неохотно предъявляются лишь несколько фактов: после разрыва мать запретила ушедшему из семьи отцу приближаться к дочерям, а у младшей проблемы с сердцем, отчего старшая почему-то не могла ходить в музыкальную школу (подобных непоняток в «Компенсации» пруд пруди). Всё. В остальном только гольное действие: девочки едут в Москву, девочки встречают отца, девочки похищают свою сводную сестру, девочки требуют денег, девочки не требуют денег. Между этими действиями вклинивается подистория папы, которому изменяет молодая жена, и выдаётся пассаж на тему «Девочка и смерть», видимо, и отвечающий в «Компенсации» за психологизм. Младшая из двух похитительниц в духе девочек из фильма Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь» рассуждает об экзистенциальной ситуации с поправкой на своё интеллектуальное развитие. Кстати, на самом деле получился один из самых симпатичных эпизодов в фильме. Будь побольше подобных сцен, раскрывающих души героинь, глядишь, фильм у Сторожевой и состоялся бы, несмотря на провисающий сюжет. Но вот как-то внутреннее наполнение своих персонажей режиссёра не интересует — она так увлечена внешним, что скорее радостно покажет, как похищенная малышка обдулась и пошла стирать свои трусы, чем даст зрителю возможность узнать, чем живут и дышат обиженные девочки. От всей этой унылости спасает лишь «бог из машины» — дикий, но симпатичный мент в исполнении как всегда брутального Владимира Епифанцева, эдаким чёртиком из табакерки выскакивающим из засады и придающим действию живого нерва, хотя весь его выход — чистой воды театральшина и клоунада.
Что касается актёрских работ, то всё достаточно грустно. Старшая дочь в исполнении Ирины Горбачевой похожа героиню Натальи Негоды из «Маленькой Веры», только более ухоженная, средняя дочь, которую играет дочь Гоши Куценко Полина, похожа на Кристину Орбакайте в фильме «Чучело», а младшая дочь (Анфиса Медведева) смахивает на младшую сестру в картине Сергея Бодрова-малдшего «Сёстры». Все вместе они как-то не создают той атмосферы правдивости и трогательности, что возможна в «детских» сценах, разве что местами Полина Куценко с Анфисой Медведевой выдают что-то похожее на правду, видимо, увлекаясь и не следуя советам тётеньки Сторожевой, железной рукой ведущей героинь по намеченному пути. Со взрослыми персонажами всё ещё хуже. Гоша Куценко, играющий папу, привычно однообразен, создаётся впечатление, что с годами он всё больше деревенеет. У Любови Толкалиной, играющей новую жену папы, судя по всему, тяжёлая карма, которую она отрабатывает уже много лет, играя из фильма в фильма красивых кукол, которых надо обязательно раздеть в кадре. Упомянутый выше Епифанцев поживее, хотя за рамки ёрничанья не выходит. В целом всё чинно, благородно, всё правильно выглядят, правильно говорят и поступают в соответствии с намеченным планом. Смотреть на это скучное зрелище тяжеловато, прямо-таки хочется расшевелить этот сонный улей, чтобы они зажили не выдуманной и надуманной жизнью, а проявили себя как люди. Но люди, видимо, интересуют режиссёра только как ходячие манекены, отчего души в «Компенсации» нет, хотя потуги на душевность имеются.
Фильм Веры Сторожевой «Компенсация» — мыльная опера, сгущённая до полутора часов. Собственно, больше добавить нечего.
Любите хорошее кино!
Авторская оценка по десятибалльной системе: 2 (два).
|
|
|
|